В нашем исследовании в ответах на вопросы о предпочтениях игрушек безусловно лидировали игрушки для «делания», но не для воображаемой игры или игр «понарошку». Одно исследование 2008 года показало, что девочки с аутизмом не выбирают ориентированные на девочек игрушки во время не воображаемых игр. Чаще всего упоминались машинки, Lego, конструкторы, кубики, покемоны, роботы и различного рода монстры. Я выросла в 1970-х годах, и в моем случае это были модели самолетов Airfix, машинки и Lego. Даже если девочки предпочитают мягкие и приятные на ощупь игрушки или кукол, их игры носят более структурированный характер и чаще основаны на коллекционировании, раскладывании и сортировке, а не на социальном взаимодействии с игрушкой или воображаемой игре.
«Мне было, наверное, года два, когда бабушка дала мне куклу. Я помню, как сильно она мне не понравилась. Я тут же выбросила ее в мусорное ведро», — женщина с аутизмом.
У девочки с РАС может быть больше кукол, чем у ее сверстниц, но она будет раскладывать их в строго определенном порядке и не использовать для воображаемых игр. Если же девочки действительно проигрывают с плюшевыми игрушками и куклами какие-то сценарии, то обычно родители или взрослые женщины сообщают, что такие игры являются дословным повторением ранее произошедших событий или поведения их родителей. Так одна девочка проигрывала дома с игрушками то, что происходило в школе в течение учебного дня, повторяя все слово в слово (родители могли удостовериться в точности, спрашивая ее учителей о прошедшем дне).
На первый взгляд может показаться, что это очень типичная воображаемая игра, но она выглядит таковой только на поверхности. Девочка, которая говорит во время игры разными голосами, возможно, не создает сложный мир и воображаемых персонажей, а просто дословно повторяет то, что она видела по телевизору и разговоры, во время которых она присутствовала. По этой причине для диагностики важно собрать подробную и детальную информацию о содержании игры, поскольку иначе эта игра может ввести в заблуждение.
«Когда она играет с девчачьими игрушками, то она следует очень жесткому сценарию. Она просто снимает одежду со всех кукол и укладывает их в кровать. В этом нет какой-то истории или взаимодействия между куклами», — мама девочки с аутизмом.
«Я называла все свои мягкие игрушки логичным и функциональным образом — Лучший Мишка, Толстый Мишка. «Толстый» в описательном, а не оскорбительном смысле», — женщина с аутизмом.
Некоторые девочки в моей выборке вообще не играли ни с какими игрушками. Они предпочитали прогулки, физическую активность и общение с природой. Тони Эттвуд включает выраженный интерес к природе в своей опросник для скрининга на синдром Аспергера у девочек.
«Я не играла с типичными игрушками. Предпочитала быть на улице и бегать, сколько вздумается», — женщина с аутизмом.
Другие предпочитаемые занятия, о которых очень часто сообщали, включали: раскрашивание картинок, коллекционирование предметов и чтение.
Как показывают исследования, многие девочки с РАС самостоятельно учатся читать, очень быстро учатся чтению и могут увлеченно читать любую книгу, которая только попадется им под руку — будь это художественная или нехудожественная книга.
Как сообщает Руди Симон: «Информация избавляет от замешательства». Чтение не просто предлагает девочкам возможность сбежать от хаотичного окружающего мира, оно также предоставляет им знания и данные, которые помогают им лучше справляться с миром, когда они в него возвращаются.
Совместные воображаемые игры не привлекали девочек в моем исследовании. Они предпочитали что-то «делать», а не «быть» кем-то. Исключение составляли только случаи, когда девочка погружалась в мир фантазий, который был полностью создан ею самой, о чем мы уже говорили ранее.
Поощрение ее интересов и тяги к информации — это хороший способ поддержать и мотивировать девочку с РАС. Родителей и специалисток может беспокоить ее социальная изоляция и нехватка общения, но, вполне возможно, что школа и общение в семье настолько «перегружают» ее, что у нее просто не хватает энергии на других детей. В этом случае очень важно позволять ей достаточно времени проводить в одиночестве, чтобы восстановиться. Если игнорировать эту потребность, то это практически неизбежно может привести к отключениям от окружающего мира, нервным срывам и/или повышенной тревожности.
«Она обожает книги и играет с ними, а не только читает — они как будто продолжение ее самой», — мама девочки с аутизмом.
В моей выборке девочки практически всегда играли только в одиночестве в возрасте до 6 лет. Хотя некоторые девочки стремились к компании других детей, очень быстро они или чем-то задевали других детей, или они расстраивались, не понимая смысла в совместной игре. Девочка или пыталась принять доминирующую роль, требуя, чтобы все играли по ее правилам, или исполняла пассивную роль, когда более социально адаптированные девочки начинали вести себя с ней «по-матерински».
Эти данные подтверждаются исследованием, которое показало, что девочки не выбирают игрушки «для девочек» для не воображаемых игр, в то время как мальчики с аутизмом предпочитают игрушки «для мальчиков». Но для воображаемых игр девочки чаще всего выбирали игрушки «для девочек». Возможное объяснение в том, что девочек с аутизмом учили воображаемых играм родители, и это родители подбирали «подходящие» игрушки. Вероятно, родители больше поощряли воображаемые игры именно у девочек, а не у мальчиков.
Кроме того, как мы уже не раз писали, у девочек, судя по всему, гораздо выше мотивация «вписаться» и вести себя в соответствии с ожиданиями от типичных девочек. Более развитые воображаемые игры могут отражать более развитую способность к имитации в случае с девочками.
Что касается нескольких девочек из нашей выборки, которые все-таки играли в куклы и традиционные игрушки «для девочек», в большинстве случаев родители или повзрослевшие женщины сообщали, что эти игры воспринимались как «обязательные» для девочек для социального принятия со стороны других девочек, и они занимались такими играми просто ради общения и дружбы с ровесницами.
«Она любит все розовое и принцесс. Я думаю, это потому что другие девочки это любят. Она не будет играть со своими куклами принцесс, если с ними не играют другие девочки. Если рядом нет других детей, то она предпочитает гулять, собирать цветы и насекомых», — мама девочки с аутизмом.
На основе книги Сары Хендрикс «Женщины и девочки с расстройством аутистического спектра» (Sarah Hendrickx “Women and Girls with Autism Spectrum Disorder”).
Свежие комментарии