Во время разговора девочки с аутизмом чаще используют слова «мы», «они» и другие слова, связанные с социальными группами, чем мальчики. Об этом говорится в результатах нового исследования.
По мнению исследовательниц, эти данные могут помочь родителям и клиническим специалисткам выявлять аутизм у девочек, которым в среднем позже и реже ставится верный диагноз.
Отсутствие диагноза при аутизме у девочек повышает для них риск различных проблем психического здоровья, включая тревожные расстройства, депрессию и суицидальность.
«Если девочек с аутизмом не понимают, они могут не получить доступа к подходящим ресурсам на ранних этапах жизни, которые могли бы помочь им проявить себя и раскрыть свой потенциал», — считает ведущая исследовательница, Джулия Пэриш-Моррис, профессор психиатрии Университета Пенсильвании, США.
Для того, чтобы понять половые различия в проблемах с социальной коммуникацией — ключевой особенности при аутизме — Пэриш-Моррис и ее коллеги проанализировали, как девочки и мальчики с аутизмом и без аутизма говорят о других людях во время спонтанного разговора.
«Это одно из немногих исследований, в которых использовались естественные языковые пробы, а не просто ответы в стандартизированных тестах для анализа различий в социальном интересе между мальчиками и девочками с аутизмом и мальчиками и девочками с типичным развитием», — говорит Дженни Бертон, логопед, которая не участвовала в этом исследовании. Кроме того, это одно из немногих исследований, которые поддерживают идею о том, что, по сравнению с аутичными мальчиками, девочки с аутизмом имеют более развитую социальную мотивацию и навыки социального взаимодействия.
Ученые записывали аудио и видео в то время как дети участвовали в пятиминутных неформальных разговорах с целью «узнать друг друга лучше». Их собеседницами были студентка университета или ассистентка исследования. Выборка включала 17 девочек и 33 мальчика с аутизмом, а также 15 девочек и 22 мальчика без аутизма. Все дети были в возрасте от 8 до 17 лет, группы соответствовали друг другу по возрасту и коэффициенту интеллекта. Аутичные мальчики и девочки также соответствовали друг другу по уровню социальных нарушений.
Компьютерные программы транскрибировали беседы и посчитали количество личных местоимений во множественном числе, которые подразумевают группы людей. Например, «мы», «нам», «они» и «им». Также они подсчитывали слова, обозначающие социальные группы, например, «семья» и «друзья». Затем исследовательницы подсчитали, как часто дети использовали эти слова относительно общего количества сказанных слов.
Аутичные девочки использовали личные местоимения во множественном числе почти в два раза чаще, чем мальчики, и они также чаще использовали слова, обозначающие социальные группы. Результаты исследования были опубликованы в ноябрьском номере научного журнала «Journal of Child Psychology and Psychiatry».
Эти данные могут указывать на то, что девочки «испытывают больше давления, чтобы соответствовать социальным ожиданиям», отмечает Пэриш-Моррис. «Местоимения намекают на социальные связи и чувство социальной принадлежности, что имеет значение при аутизме и других состояниях, связанных с социальными трудностями».
Эти результаты согласуются с данными предыдущих исследований, которые указывают на то, что у аутичных девочек может быть выше социальная мотивация, чем у аутичных мальчиков. Например, у аутичных девочек часто есть тенденция наблюдать за другими детьми на игровой площадке и находиться рядом с ними, в то время как аутичные мальчики чаще предпочитают играть в одиночестве.
Согласно исследованию, аутичные девочки также используют слова «они» и «им» чаще, чем не аутичные девочки. Ученые отмечают, что это может говорить о том, что, хотя девочки часто говорят о социальных группах, сами они к этим группам не принадлежат, и, возможно, они осознают свою социальную изоляцию. «Фраза «мы делали то-то и то-то» и фраза «они делали то-то и то-то» имеют совершенно разное социальное значение», — отмечает Пэриш-Моррис.
В целом, исследование показало, что аутичные дети и подростки значительно меньше используют личные местоимения во множественном числе по сравнению с не аутичными детьми. Если то же самое верно и для детей более младшего возраста, то сниженное или атипичное использование личных местоимений может оказаться потенциальным признаком при диагностике аутизма, предполагают исследовательницы.
Результаты исследования подчеркивают, что «аутизм — это не монолит, он проявляется по-разному в зависимости от пола, возраста и культурных особенностей», отмечает Пэриш-Моррис.
В дальнейшем ученые планируют изучить, есть ли у аутичных девочек и мальчиков различия, когда они говорят с другими детьми, а не с взрослыми.
Дальнейшие исследования также могут прояснить, какие конкретно социально значимые слова используют аутичные девочки и мальчики.
«Было бы интересно узнать, как часто они делают отсылки к семье, а как часто к другим детям, так как, предположительно, у них редко есть общие социальные занятия со сверстниками, и они больше времени проводят с семьей, — говорит Рене Джеймисон, профессор педиатрии Университета Канзаса, США. — В моем исследовании мы обнаружили, что в периоде от 8 до 12 лет девочки, как с аутизмом так и без, чаще упоминают свою семью, а не сверстниц, но по мере взросления можно ожидать, что девочки без аутизма больше переключатся на внешние социальные группы, но для девочек с аутизмом такого сдвига не произойдет».
Источник: Spectrum News
Очень интересно. Вспомнила, как в детстве-юности вообще практически не использовала слово «я», только «мы», всегда имея в виду семью, класс или другую часть соц окружения, подходящую под контекст обсуждения.
На протяжении нескольких лет старалась приучить себя использовать «я», и до сих пор часто проскальзывает «мы», если хоть на минутку утратить осознанность.