Как это часто бывает при аутизме, всю жизнь я думала зрительно. Мои мысли состоят из картинок, цветов, форм, которые сопровождаются звуками и движениями. Из-за этого мне пришлось учиться тому, как переключаться и удерживать новые мысли, потому что это не происходит автоматически. Особенно если я увидела новую мысль в немного (или сильно) эмоциональном состоянии. При этом неважно, идет ли речь о позитивном или негативном эмоциональном состоянии. Вот один пример:
Когда я с нетерпением жду экскурсионную поездку на трамвае «Цвета осени», это вызывает у меня нервное возбуждение из-за позитивного эмоционального состояния. Мне нужно зайти в продуктовый магазин по дороге домой, чтобы купить там ингредиенты для того, что я планирую приготовить на ужин. Но я не могу сохранить или воспроизвести информацию о походе в магазин, поэтому мне нужно держаться за картинку об этом до тех пор, пока это не произойдет.
В детстве я всегда «держалась за картинку» — за мысль, которая была важной, и я не хотела ее забыть. Для того я говорила об этом вслух снова и снова до тех пор, пока это событие не происходило. В примере выше я могу снова и снова спрашивать: «Мы зайдем в продуктовый магазин по дороге домой?» И я продолжу задавать этот вопрос, даже если мне уже терпеливо ответили на него и не один раз. Функция вопроса в данном случае не в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы удержать картинки в голове на месте — нужная картинка должна оставаться на переднем плане, чтобы я о ней не забыла. Это потому что зрительную мысль труднее сохранить, а потому и воспроизвести, буквально — с глаз долой, из сердца вон. Она потеряется, и я больше ее не найду.
Сейчас я работаю с аутичными людьми, которые повторяют что-то снова и снова. Обычно такое поведение называют «персеверация» — «застревание» на одном действии, фразе, мысли или эмоции. В некоторых случаях причина персеверации в том, что это способ думать о чем-то, что ты не хочешь забыть, но у тебя нет других способов удержать эту мысль.
Вот несколько идей, которые помогали мне и людям, с которыми я работала:
«Парковка» для мыслей
Зрительно представьте гараж или парковку. Осознанно положите мысль-картинку в гараж или на парковку. После того, как мысль была «припаркована», она останется там до тех пор, пока вы не начнете ее искать.
Обычно, когда я начинаю с кем-то работать над этой идеей, я прошу нарисовать гараж или парковку на листе бумаги, а затем нарисовать визуальный символ мысли на парковке. После того, как мысль была припаркована, можно переключиться на что-то другое, потому что ты знаешь, что ты сможешь найти эту мысль потом, и тебе не нужно снова и снова говорить о ней, чтобы удержать в центре внимания.
Обычно мы рисуем парковку несколько раз, и я каждый раз поощряю представить ее и мысль в голове. После этого большинство людей спокойно отказываются от бумаги и карандаша, потому что парковка начинает существовать как зрительный образ у них в голове.
Визуальные подсказки и списки
Зрительную мысль можно записать словами или изобразить визуально, и тогда ты ее не забудешь. Мы все это делаем, когда составляем список покупок или пишем записку о том, что нужно не забыть купить молоко.
Однако мне и многим другим аутичным людям нужно обучение с помощью прямых инструкций, многочисленные напоминания и много регулярной практики, прежде чем эта стратегия станет для нас привычной до автоматизма. В противном случае, я не вспомню о том, чтобы использовать визуальную поддержку.
По моему опыту работы с аутичными людьми, им не помогает просто предложить составить список или следовать визуальному расписанию. Нужно обучение с помощью прямых инструкций и многократные подсказки, прежде чем они начнут ежедневно пользоваться такой, казалось бы, простой идеей, как «записать, чтобы не забыть».
Представление сцены из будущего
Другая стратегия — зрительно представить подробную сцену из будущего, когда тебе нужно будет вспомнить эту мысль. Специально представьте мысль в сцене будущего, когда ей нужно будет появиться.
В приведенном выше примере я могла бы представить путь домой после экскурсии примерно в половину третьего и лук в продуктовом магазине. Я могла бы представить, как я смотрю на часы и вижу, что сейчас половина третьего. На моих часах надпись: «По дороге домой», потому что я знаю, что мой мозг может дать сбой, если будет не ровно 14.30. При расхождениях с мысленной картиной мозг может потерять напоминание. Так что это мой способ его перехитрить. Затем я добавляю изображение здания с надписью «Продуктовый магазин». У здания открыта дверь, и я вижу в двери лук. Опять же я представляю не конкретный магазин, а просто здание с нужной надписью. Ведь по дороге есть несколько магазинов, и я не знаю, в какой именно будет удобнее зайти. Например, может быть, мне надо будет зайти в туалет, и тогда я выберу продуктовый магазин неподалеку от туалета.
Надеюсь, что если у вас есть трудности с удержанием мыслей, то эти идеи могут быть для вас полезны, ведь я знаю, что они оказались полезны для многих. Если вы знаете аутичных людей, которые склонны «застревать» и повторять одну и ту же мысль, то пожалуйста, рассмотрите вероятность того, что им нужно удержать зрительную мысль, и идеи выше могут стать для них альтернативой.
Когда я научилась работать со своим аутичным мозгом, вместо того, чтобы пытаться вести себя так, как нейротипичные люди, это изменило мою жизнь. Постоянное копирование чужого поведения изматывает, и копия часто уступает оригиналу, иногда она скорее напоминает робота. К сожалению, очень часто учителя и помощники аутичных людей не совсем понимают, как работает аутичный мозг, а потому им сложно предложить действенную помощь.
Я обнаружила, что гораздо проще жить, когда ты уважаешь свою нервную систему и пытаешься адаптироваться исходя из ее особенностей, а не копируешь то, как ведет себя нейробольшинство. Надеюсь, со временем будет появляться все больше информации о том, как работать с аутичной нервной системой.
Авторка: Джуди Эндоу (Judy Endow)
Источник: Judyendow.com
Свежие комментарии