Родители девочек с аутизмом значительно реже, чем родители мальчиков, выражают беспокойство из-за социального поведения детей (1). Данные нового исследования указывают на то, что это может быть одним из препятствий в диагностике аутизма у девочек.

На один диагноз аутизма у девочек приходится примерно пять диагнозов аутизма у мальчиков. В случае более «легких» форм аутизма девочки получают диагноз в среднем на два года позже мальчиков. Эти девочки также дольше ожидают окончательного диагноза после того, как на их трудности обратили внимание.

Некоторые ученые предполагают, что клинические специалистки могут не замечать проявлений аутизма у девочек, которые могут отличаться от проявлений у мальчиков. Новое исследование обнаружило, что родители также могут упускать возможные признаки.

«В повседневных ситуациях девочки с аутизмом могут избегать контакта с другими людьми и держаться рядом со своими родителями», — говорит главная исследовательница, Лорен Литтл, профессор образовательной эрготерапии в Университете Канзаса, США.

Если родители не замечают проявлений аутизма у своих дочерей, это с большой вероятностью приведет к клиническим последствиям: результаты исследований указывают на то, что чем раньше начать с аутичными детьми поведенческую терапию, тем позитивнее будут ее результаты.

«В реальности родители – это именно те люди, которые привлекают внимание медицинского сообщества к детям», — говорит Ребекка Ланда, директор Центра аутизма и смежных расстройств при Институте Кеннеди Кригера, США, которая не участвовала в данном исследовании.

Исследовательницы проанализировали медицинские записи о примерно 700 детях, которые обращались в Университет Канзаса за диагностикой аутизма или другого нарушения развития. Они выявили 63 девочек, у которых диагностировали аутизм в возрасте от 1 до 12 лет. Они сравнили этих девочек с 63 мальчиками с аутизмом, а также с 54 мальчиками и 62 девочками такого же возраста и уровня интеллекта с другими нарушениями развития.

В начале диагностического процесса родители всех детей перечисляли три основных проблемы, которые беспокоят их в поведении детей. Родители мальчиков, у которых впоследствии диагностировали аутизм, сообщали о том, что их беспокоят социальные навыки ребенка, в три раза чаще, чем родители девочек с аутизмом. Беспокойство о социальных навыках включало жалобы на то, что у ребенка нет друзей, или что ребенок не ладит со сверстниками.

«Мне кажется, что разумно предположить, что меньшая обеспокоенность социальными нарушениями уменьшает вероятность того, что девочек направят к нам, и у них будет диагностирован аутизм», — считает Литтл.

Из исследования не ясно, почему родители могли не замечать социальные трудности дочерей. Возможно, социальные навыки девочек были лучше, говорит Рене Джэймисон, профессор Университета Канзаса. Исследование 2014 года показало, что у девочек с аутизмом в среднем более высокие результаты по шкале качества дружбы. По этому показателю девочки с аутизмом могут быть ближе к мальчикам с типичным развитием.

Другое объяснение в том, что девочки могут лучше маскировать свои социальные сложности. Одно из исследований показало, что девочки дошкольного возраста, у которых диагностирован аутизм, склонны копировать социальное поведение других детей, в то время как мальчики с аутизмом больше стремятся к изоляции.

Родители девочек также могут скорее приписывать социальные трудности девочки застенчивости или другим особенностям характера, считает Литтл.

Исследовательницы также обнаружили, что родители девочек с аутизмом в три раза реже, чем родители девочек с другими нарушениями развития, выражали беспокойство по поводу внешних поведенческих проблем, таких как истерики или агрессия. Все эти данные помогают объяснить, почему аутизм у девочек диагностируется позже – если диагностируется вообще.

«Их трудности с социальным взаимодействием не так выражены со стороны, как у мальчиков, — говорит Литтл. – И они вызывают меньше проблем у своих семей».

Для того, чтобы выявлять таких девочек и раньше ставить им диагноз, специалисткам нужно задавать родителям детальные и конкретные вопросы. Например, если кто-то говорит «Ну, она просто очень застенчивая», нужно уточнить: «Как именно выглядит ее застенчивость?» По словам Литтл: «Мы должны задавать больше вопросов».

Ссылка:

Little L.M. et al. Autism Epub ahead of print (2016)

Источник: Spectrum News

Что вы думаете об этом материале?
  • Интересно 
  • Полезно 
  • Похоже на мой опыт 
  • Сочувствую 
  • Возмутительно 
  • Скучно