Как мы уже обсуждали ранее, есть множество способов маскировки аутизма, вероятно, их столько же, сколько и людей, которые пользуются маскировкой. Невозможно перечислить все стратегии, которые потенциально можно использовать для маскировки. Ниже мы перечисляем несколько основных типов маскировки, но если вы проанализируете свое поведение или поведение вашего аутичного близкого, то вы наверняка вспомните поведение, которое здесь не указано. Но возможно, этот список поможет вам подумать о том, как и почему вы используете те или иные стратегии, и какое влияние они на вас оказывают.
Мимикрия (копирование чужого поведения)
На протяжении книги мы говорим о том, что маскировка — это надевание маски, которая позволяет вам «вписываться» в ту или иную социальную группу. Один из самых распространенных способов — это мимикрия, то есть копирование поведения членов этой социальной группы. Например, люди могут копировать фразы, манеру речи, стиль одежды и интересы своих ровесниц.
Некоторые люди сообщают, что они осознают свою маскировку с помощью мимикрии под других, хотя сама мимикрия может быть неосознанной. Мы должны подчеркнуть, что когда мы говорим о «копировании», мы не имеем в виду «передразнивание», попытку кого-то высмеять. Однако в реальных ситуациях окружающие нередко могут ошибочно воспринимать попытки мимикрии именно как передразнивание. Мы говорим об автоматическом копировании чужого поведения. Это напоминает зеркальное отражение, которое просто «повторяет» то, что вы делаете.
Некоторые аутичные люди говорят о том, как они имитировали чужой голос, особенности речи и интересы. Обычно они говорят о том, что когда они ведут себя естественным образом, например, во время разговора с коллегами, это не производит желательного эффекта при взаимодействии с другими людьми. В результате, они обращают внимание на то, как говорят те, на кого реагируют позитивно, и после этого копируют их поведение.
Мимикрия может быть сосредоточена на копировании одного конкретного поведения, например, улыбки. Или она может быть попыткой притвориться другим человеком полностью, начиная от его интересов и заканчивая манерой одеваться.
Как правило, образцом для мимикрии становятся подруги, одноклассницы или даже персонажи сериалов, которые кажутся популярными, и которые встречают отношение окружающих, о котором мечтает аутичный человек.
Однако здесь важно заметить, что мимикрию могут использовать для достижения какой-то очень конкретной цели, а не позитивного отношения в целом. Например, одна аутичная женщина, которой диагноз поставили в старшем возрасте, рассказывала: «Когда меня травили, то в книге Эллен Монтгомери есть героиня Эмили, и каждый раз, когда кто-то поступал с ней ужасно… она просто смотрела на них, и из-за ее выражения лица они уходили» (Bargiela, Steward & Mandy, 2016, p. 3287). Эта женщина копировала выражение лица персонажки, надевая «агрессивную маску», чтобы прекратить нападки тех, кто над ней издевался. В дальнейшем мы будем отдельно говорить о том, как маскировку могут считать полезной для того, чтобы выбраться из конкретной ситуации, даже если она не помогает понравиться другим.
Среди женщин макияж в принципе часто воспринимается как «надевание маски». Об этом часто говорят даже не аутичные женщины. Недаром макияж иногда называют «боевой раскраской». На рабочем месте женщины сталкиваются с давлением, побуждающим их использовать макияж, чтобы их воспринимали как более «профессиональных».
Конечно, это касается только «правильного» макияжа. Хотя в разных индустриях существуют разные нормы, как правило, за исключением некоторых творческих профессий, очень яркие тени и тому подобное считается нежелательным.
Макияж также может использоваться как способ «войти в роль», когда он становится буквальной маской, которую надевает женщина. Некоторые женщины используют макияж как видимую границу между своей притворной и реальной личностью.
С другой стороны, некоторые аутичные женщины используют макияж как способ самовыражения, а во время маскировки для работы и других повседневных дел они, напротив, используют меньше макияжа или полностью его избегают.
Активные и инстинктивные стратегии маскировки
Стратегии маскировки часто можно разделить на активные и инстинктивные стратегии. Активным стратегиям люди целенаправленно учатся и осознанно используют их — люди знают, что они используют ту или иную стратегию, могут практиковаться в ней или менять ее со временем.
Пример такой активной стратегии: составление списка вопросов, которые можно задать человеку, с которым вы впервые встретились. Вы можете анализировать, какие вопросы оказались наиболее успешными, а также добавлять новые вопросы, с которых можно начать разговор.
Инстинктивные стратегии, с другой стороны, означают, что человек может даже не осознавать, что использует их. Очень часто это автоматические реакции или поведение, которое получало поощрение с раннего детства, и люди даже не помнят, когда начали так поступать.
Пример инстинктивной стратегии: прятать свой «стимминг» рядом с другими людьми. Вы можете даже не осознавать, что всегда прекращаете трясти кистями рук, стоит только кому-то зайти в комнату, даже если вы все еще хотите продолжать стимить.
Иногда маскировочное поведение включает как активные, так и инстинктивные компоненты. Например, это может быть подавление разговоров о своем специальном интересе. Женщина могла привыкнуть с детства не говорить о своем специальном интересе, потому что часто слышала, что другим это не интересно. Одновременно, уже во взрослом возрасте, она может активно изучать другие темы, которые, как ей кажется, интересны окружающим, и стараться говорить о них, несмотря на то, что ей самой это совершенно неинтересно.
Активные и инстинктивные стратегии маскировки могут быть более или менее успешны. Ниже приводятся примеры для каждого типа маскировки, чтобы рассмотреть эту тему детальнее.
Активная маскировка: выражение лица
Некоторые аутичные люди описывают, как они маскируются, придавая лицу то или иное выражение. У многих из этих людей эмоции обычно не отражаются на их лицах, либо их эмоциональные выражения не такие, как у не аутичных людей.
Однако им часто говорили, что они «должны» показывать разные выражения лица, например, улыбаться или выглядеть заинтересованно, когда они с кем-то разговаривают, иначе их сочтут «грубыми». В этом случае изменение выражения лица — это активная форма маскировки.
Например, женщина может смотреть сериалы, чтобы понять, как и когда люди улыбаются во время разговоров. Она может проводить много времени перед зеркалом, отрабатывая собственные улыбки и пытаясь понять, какая улыбка будет выглядеть более «нормальной». Нужно ли приоткрыть рот, прищурить глаза, а куда девать язык?! Затем она практикуется с другими людьми: использует определенную улыбку и обращает внимание, как на это реагируют люди. Они улыбаются в ответ или кажутся удивленными? В других ситуациях она может использовать другие виды улыбок, при этом она всегда отслеживает, как реагируют другие люди.
В некоторых случаях кажется, что все эти усилия оправдывают себя. Например, им больше не советуют улыбаться. Или же другие люди действительно понимают, что они пытаются донести выражением лица. Тем не менее, даже после всей этой упорной работы некоторые люди все равно могут чувствовать, что их мимика выглядит «как-то не так», возможно, они видят это на своих фотографиях или же им прямо об этом говорят. Другими словами, хотя эта стратегия требует много энергии, она не всегда приводит к успеху.
При этом улыбка — это совсем не такая простая задача, как может показаться, а, возможно, одна из самых трудных. Согласно данным исследований, большинство (не аутичных) людей сразу видят, является ли улыбка настоящей или «натянутой». Даже если аутичный человек делает все возможное, чтобы улыбка выглядела искренне, некоторые движения мышц лица, связанные с подлинной улыбкой, не поддаются сознательному контролю, и не аутичный человек все равно может заметить, что улыбка фальшивая.
При этом, когда активная стратегия маскировки неуспешна, это вызывает огромное разочарование, люди даже могут отказаться от каких-либо попыток маскировки как таковых. Как сказала одна из участниц исследования: «Я пытаюсь спрашивать их, что им нравится, один вопрос за другим, стараюсь поддерживать беседу, но иногда ничего не получается, и они меня бросают» (Hull et al., 2017, p. 2527).
Как мы будем говорить подробнее позже, неуспешные стратегии маскировки требуют огромных усилий, которые могут стать причиной выгорания, а в итоге люди могут испытывать разочарование в себе и снижение самооценки. С другой стороны, если стратегия оказывается успешной, то люди могут использовать ее все чаще и чаще, и стратегия становится все проще для них.
Для некоторых людей активные стратегии маскировки — это полезные инструменты, которые они могут использовать только при необходимости, не прилагая постоянных усилий все время. Например, если им нужно произвести благоприятное впечатление на кого-то, кого они только что встретили.
Инстинктивная маскировка: мимикрия
Помимо активной маскировки есть множество стратегий, которые люди воспринимают как мало или совсем не подконтрольные им. Например, это мимикрия под других людей. Некоторые аутичные люди описывали, как в прошлом они осознавали, что они копируют чужой язык тела, жесты, движения и речь других людей. Они могут зеркально отражать чужой язык тела, например, откидываться на спинку стула, когда это делает собеседник, или часто использовать жест, который характерен для популярного ребенка из класса.
Иногда это делается неосознанно, пока другие люди не обращают на это внимание. Некоторые люди даже говорят о том, что они копируют чужую речь. Например, они могут начать говорить с акцентом только потому, что они копируют человека, для которого этот акцент является естественным.
Это то, что аутичные люди не могут контролировать, хотя окружающим может показаться, что их намеренно передразнивают. Однако это автоматическая реакция — подстраивание поведения под других людей.
Как правило, инстинктивная маскировка происходит в ситуациях сильного стресса и давления. Аутичные люди могут испытывать огромную перегрузку и растерянность в социальной ситуации, и они невольно пытаются «зацепиться» за чужое поведение и копируют его, чтобы как-то «продержаться до конца» ситуации.
Например, на вечеринке аутичная женщина начинает зеркально копировать поведение своей подруги, и таким образом она не кажется «другой» и может произвести положительное впечатление. Однако, как мы будем говорить в дальнейшем, если окружающие не понимают, что это впечатление — результат маскировки, то оно может быть ошибочным, ложным и даже опасным для женщины.
Определить, насколько успешна инстинктивная маскировка, может быть очень сложно. Ведь аутичные люди могут сами не осознавать маскировку, пока кто-то не укажет на нее. Например: «Ты смеешься совсем как та героиня из сериала». Следовательно, они могут не замечать и последствий маскировки.
Тем не менее, важно отметить, что инстинктивная маскировка тоже требует много усилий и энергии, а потому может причинять вред. Люди сами могут не осознавать, что они тратят всю свою энергию на маскировку, а потом они внезапно сталкиваются с выгоранием, «отключением» или нервным срывом.
Члены семьи аутичных детей часто описывают, как аутичный ребенок начал вести себя «идеально» весь день в школе, много общаться с друзьями и вести себя так, как будто все в порядке, но, как только он или она приходит домой, начинается нервный срыв или возникает необходимость отдыхать несколько часов.
Помимо других причин, это может объясняться инстинктивной маскировкой в течение всего дня, чтобы справиться со школьными требованиями и избежать травли, но дети тратят на это всю психическую и физическую энергию. Как только у них появляется возможность снять маску, они переживают истощение и выпускают всю накопившуюся энергию и подавляемое прежде поведение.
Другая проблема с инстинктивной маскировкой в том, что ее сложнее адаптировать под ситуацию. Например, кто-то может автоматически копировать чужую манеру речи, но если она сильно отличается от обычной речи аутичного человека, то это выглядит просто насмешкой и может разозлить собеседника. (Например, если аутичный человек копирует акцент или нарушение речи). Однако поскольку это не осознанное копирование, прекратить такую имитацию чужой речи может быть невозможно, что только усугубит конфликт.
Таким образом, определение инстинктивной маскировки как «успешной» возможно только при проведении оценки того, до какой степени человек может выбирать эти маскировочные стратегии и использовать их в соответствии с ситуацией.
Экстравертная маскировка: агенты под прикрытием
Еще одну форму маскировки можно назвать «экстравертной маскировкой». Если «интравертная маскировка» — это значительная доля инстинктивной маскировки, которая направлена на сокрытие своих особенностей, тревожности и дискомфорта, то экстравертная маскировка кардинально отлична.
Скорее она похожа на проекцию персонажей, созданных на основе инстинктивных стратегий, или назначение себя на роль человека, который будет вести себя «правильно» — не так, как аутичный человек.
Некоторые люди сравнивали себя с «агентами под прикрытием». Они полностью пытаются вжиться в роль, так чтобы «чужие» реакции стали «их» реакциями, и они смогли бы полностью вписаться в ситуацию. Это не значит, что аутичный «агент под прикрытием» перестает остро осознавать потенциальные угрозы и риск разоблачения, но он или она создает систему реакций на окружающий мир в соответствии с искусственной персоной.
Основа такой маскировки в том, чтобы «не выходить из роли» и максимально «прятать» все, что связано с аутизмом. Это требует обширных знаний о человеке, которым вы притворяетесь. Ведь реальные агенты под прикрытием могут тратить месяцы на разработку персонажа и «легенды»: «Сначала мне нужно подготовиться и продумать все обязательные аспекты. Кем я буду под прикрытием? Какая история жизни у меня будет?» (McGowan & Pezzullo, 2018, p. 194).
Часто аутичные люди всю жизнь разрабатывали своих персонажей, и они прекрасно знают, какие аспекты этой сложной маски использовать в каких ситуациях. Также люди, которые используют эту стратегию, тратят много времени на то, чтобы понять, насколько удачной оказалась маска — считают ли окружающие ее подлинной или замечают фальшивку. Подобная информация добавляется в «мысленную библиотеку» о том, как лучше вести себя в следующий раз или в схожей ситуации.
Каждое социальное взаимодействие может потребовать немного другого поведения (немного другого «персонажа»), чтобы пройти достаточно гладко. Именно это, по словам аутичных людей, является самым изматывающим в этой стратегии: «Ты никогда не можешь «закончить». Нельзя построить маску и остановиться, потому что люди никогда не останавливаются. Ты создала довольно стабильную личность, но все меняют то, как они себя ведут и чего они хотят в зависимости от того, что произошло в прошлом, так что мне приходится меняться в зависимости от того, как меняетесь вы».
В рамках исследования также оценивалось, как аутичные люди строят свои маски, и как они воспринимают их. Судя по всему, маски разрабатываются в ответ на конкретный социальный контекст жизни человека (Pearson & Rose, 2021).
Это значит, что аутичные люди используют какие-то «настоящие» факты о себе и своей жизни, чтобы разработать на их основе маску. Эти данные также показывают, что очень часто маска — это реакция на предрассудки, с которыми сталкиваются аутичные люди. Так что возможно, что аутичные люди, которые выросли в другой среде, будут использовать разные маски, которые отражают культурные нормы конкретной социальной среды.
Игра по системе Станиславского
Этот тип экстравертной маскировки, когда люди используют части своего настоящего опыта и личности для построения своей маски, можно назвать игрой по системе Станиславского. Один агент ФБР под прикрытием так это описывал: «Это актерская игра, но моя карьера научила меня, что уличная персона агентов работает только в том случае, если она затрагивает что-то подлинное в нем или в ней — это игра по системе Станиславского, если угодно» (Ruskin, 2017, p. 205).
Речь идет об актерской игре, которая позволяет изобразить «подлинные» эмоции, для чего актеры используют свой личный опыт. Актеры обращаются к реальным эмоциям из своей жизни, чтобы казалось, что их персонажи действительно переживают события в сценарии.
По аналогии аутичная женщина может быть способна замаскировать свое раздражение или растерянность, когда коллега начинает рассказывать ей про своих детей, и реагирует словно она полицейская, которой нужно узнать как можно больше о жизни подозреваемых. В этом случае ее интерес может показаться настоящим, поскольку какое-то время аутичная женщина действительно хочет услышать истории от коллеги, даже если ее «подлинная» личность совершенно в этом не заинтересована.
Не выходить из роли
Другая актерская техника предполагает, что аутичная маскировка — это «отказ выходить из роли». Это значит, что актеры не выходят из роли даже вне сцены или съемок, например, они могут быть «в образе» весь период съемок фильма.
Если аутичные люди постоянно используют свою маску, а не «снимают маску» в безопасных пространствах и наедине с собой, то это может казаться постоянным «отказом выходить из роли». Люди могут это делать по тем же причинам, что и актеры — если ты постоянно ведешь себя определенным образом, то это поведение становится инстинктивным и его легче поддерживать во время съемок.
Однако хорошо известно, что такой подход может быть опасен для психического здоровья актеров, которые его используют. Например, Хиту Леджеру было трудно вернуться к нормальной жизни, после того как он использовал такой подход для исполнения роли Джокера в «Темном рыцаре». Это очень похоже на негативные последствия маскировки для психического здоровья аутичных людей (Cage & Troxell-Whitman, 2019), которые могут «терять себя» под маской.
Аутичная писательница и исследовательница в области вычислительной биологии, доктор Камилла Пан, описывает период в своей жизни, когда она осознанно начала отыгрывать роль одной из «обычных девушек», с которыми она хотела подружиться, при этом она использовала именно такой всепоглощающий подход: «В подростковые годы я верила, что смогу натаскать себя на то, чтобы быть как все: копировать поведение сверстниц, чтобы перенять их интересы, манеры и язык. Я хотела внедриться в группу девочек — «просто по приколу», как бы они сказали. Я старалась делать, что они говорят, смеяться над их шутками, восторгаться тем же, что и они. Я так ужасно хотела быть «обычной»… Я купила себе кожаный пиджак, пила латте и смотрела «Бухту Доусона» и реалити-шоу. Я надеялась, что каким-то образом все это обеспечит мне камуфляж и общение. Только когда я уснула под супер-популярное шоу, я осознала, что это не работает. В итоге, я носила пиджак, который мне не нравился и ограничивал движения рук, пила какую-то гадость и смеялась над шутками, которые не казались мне смешными (да еще и невпопад, конечно). Это изматывало… Попытки вписаться, копируя сверстников, привели к тому, что я подавила свою собственную личность. И это оказалось еще хуже, чем чувство изоляции» (Pang, 2020, p. 44).
На основе книги Фелисити Седжвик, Лоры Халл и Хелен Эллис «Аутизм и маскировка: как и почему люди это делают, и как это влияет на них» (Felicity Sedgewick, Laura Hull, Helen Ellis «Autism and Masking: How and Why People Do It, and the Impact It Can Have», 2021).
Свежие комментарии