«У меня синдром Аспергера/неречевое расстройство обучения, мне 25 лет. Одна из моих самых больших проблем – понимание тона голоса. Я вроде как совсем не могу говорить по телефону. Я не понимаю ничего. В результате, я не знаю, когда люди шутят, когда они говорят серьезно, когда они на меня злятся и так далее. Это выводит из себя и собеседников, и, даже больше, меня саму. Вы можете что-нибудь посоветовать? Вы знаете какие-нибудь хорошие веб-сайты, которые могут помочь таким людям как я?».
Хороший способ учиться понимать различный тон голоса – это телесериалы.
Частично это связано с тем, что сцены в них предсказуемые и шаблонные, и поэтому вам может быть проще понять, что происходит, чем во время разговоров в реальной жизни.
Кроме того, можно пересматривать одну и ту же серию снова и снова, и это позволяет замечать новые детали в каждой сцене.
Если вы уже знаете сюжет и понимаете, что происходит, вам будет проще сосредоточиться на деталях, например, на тоне голоса и других невербальных деталях.
Вы также можете подчерпнуть из сериалов полезные сценарии для разговоров и отдельные фразы.
Реальные разговоры тоже часто следуют шаблону, понимание этих шаблонов позволяет вам проще ориентироваться в том, что происходит.
Вот несколько предложений о том, как сериалы могут оказаться полезны:
— Молодежные сериалы 1990-х годов. В них обычно много телефонных разговоров. Но при этом вы обычно видите собеседников, поэтому также можете наблюдать за выражением лиц.
— Если вам трудно различать персонажей на экране, попробуйте смотреть мультфильмы для взрослых, где много диалогов (в детских мультфильмах часто недостаточно разговоров).
— Из мультфильмов могут подойти похожие на «Футураму», «Симпсонов» и «Короля горы», где значительная часть каждой серии посвящена беседе персонажей.
— «Сообщество» тоже пример подходящего сериала. В нем проще различать персонажей, потому что они выглядят очень по-разному. Во многих сериалах снимаются очень похожие люди с одинаковыми прическами, макияжем и схожим голосом. В «Сообществе» персонажи различаются по всем параметрам, у них не совпадает ни внешность, ни голос, ни манеры. Также в сериале есть относительно реалистичный аутичный персонаж, взаимодействующий с не аутичными персонажами. Для того, чтобы лучше разобраться в общении, может быть полезно наблюдать за тем, как пытается общаться аутичный персонаж.
По возможности старайтесь использовать альтернативные средства коммуникации:
— Не все необходимо делать по телефону. Иногда проще использовать электронную почту или сообщения. Это нормально, если это то, в чем вы нуждаетесь.
Я вообще очень редко использую телефон, а если и использую, то только для того, чтобы договориться о другом виде взаимодействия. Исключение составляют лишь пара человек, которых я знаю очень хорошо.
— Для того, чтобы избежать нежелательных телефонных разговоров, можно пожаловаться на плохую телефонную связь. Обычно все в это верят. И это даже не настоящая ложь – связь действительно плохая, только проблема у вас между ушами, а не между телефонами.
— Вы можете сделать так, чтобы все звонки сразу перенаправлялись в голосовую почту, а потом писать сообщение вместо того, чтобы перезванивать. Или вы можете просто сказать: «Я хочу поговорить, но прямо сейчас не могу», после этого вы можете договориться о встрече или видеозвонке.
— Если вы хоть немного лучше понимаете язык тела, то можете договориться о видеозвонке по Skype вместо звонка по телефону.
Я не знаю ресурсов, направленных именно на помощь с пониманием тона голоса. Я подозреваю, что они не существуют, учитывая как обычно такую информацию предоставляют аутичным людям. Занятия по социальным навыкам обычно направлены на то, чтобы люди следовали правилам и поддерживали приемлемое внешнее впечатление. К сожалению, они не объясняют аутичным людям подробно, из чего состоит социальное взаимодействие, чтобы они смогли общаться на своих условиях.
Источник: Real social skills
Свежие комментарии