Психотерапия для аутичных женщин: проблемы и подходы

Люди обращаются за психотерапией, когда у них возникают проблемы с выполнением требований повседневной жизни или у них появляются проблемы психического здоровья. Женщины с аутизмом не исключение. Мы знаем, что женщины с аутизмом, гораздо чаще, чем остальные люди, испытывают проблемы психического здоровья, в том числе страдают от тревожных расстройств и депрессии (1). Кроме того, очень многие аутичные женщины испытывают трудности в повседневной жизни.

Хотя психотерапия может очень помочь женщинам справиться с серьезными проблемами, некоторые традиционные формы психотерапии могут совершенно не подходить аутичным женщинам.

Вот некоторые проблемы, которые могут возникать у женщин во время психотерапии, не учитывающей их аутизм:

1. Трудности с социальными аспектами психотерапии.

Поскольку многие женщины с аутизмом имеют очень высокие навыки «камуфляжа», в том числе хорошо маскируют свой стресс и дискомфорт, специалистке может быть очень сложно «считывать» свою клиентку, которой может быть сложно сообщить о своих переживаниях. Клиенткам также может быть сложно улавливать социальные и коммуникативные сигналы своих консультанток, в том числе понимать их невербальную коммуникацию. Это может помешать установлению терапевтических отношений, которые являются основой для многих подходов психотерапии.

2. Трудности с пониманием и выражением собственных эмоций.

Некоторые считают людей с аутизмом бесчувственными, но в реальности аутичные люди, как правило, испытывают очень глубокие и часто очень интенсивные эмоции. Однако у них с большей вероятностью есть проблемы с выражением своих эмоций. Аутизм часто сопровождается таким состоянием как алекситимия — неспособностью определять собственные и чужие эмоции (2).

Кроме того, люди с аутизмом часто испытывают настолько интенсивные эмоции, что они направляют все усилия на то, чтобы держать их под контролем, потому что иначе у них может случиться истерика. Так что перспектива «прочувствовать» свои негативные эмоции может быть для них опасной и вызывать сопротивление. Во время психотерапии проблемы с тем, чтобы понять свои эмоции, описать их или переживать без опасений, могут стать барьером.

3. Поиск проблемы там, где ее нет.

Некоторые подходы психотерапии направлены на то, чтобы найти источник нынешней проблемы в событиях прошлого. В этом случае специалистка может быть предрасположена к тому, чтобы связывать любую нынешнюю проблему с какими-то давними событиями. Но в реальности, если у вас расстройство аутистического спектра, то основным источником ваших проблем может быть само устройство вашего мозга, а не какая-то психологическая травма в прошлом.

4. Не выполнение домашних заданий.

Психотерапевтки могут задавать клиенткам «домашние задания», но, по опыту, они часто оказываются слишком сложными для людей с аутизмом, так что уровень невыполнения домашних заданий такими клиентками очень высок. Причина может быть в том, что часто условия таких заданий не учитывают потребности аутичных людей. Они могут оказаться слишком сложными для выполнения, в том числе, из-за того, что во время консультации психотерапевтка не заметила стресс и замешательство клиентки.

С другой стороны, сейчас некоторые психологи специализируются на помощи взрослым людям с аутизмом. Их работа, как правило, отличается следующими особенностями:

1. Хорошее понимание коммуникативных трудностей при аутизме.

Психотерапевтка, которая специализируется на работе с взрослыми с аутизмом, осознает социальные и коммуникативные трудности, которые могут быть у клиентки. Это позволяет преодолеть некоторые барьеры, с которыми сталкиваются психотерапевтки, мало знающие об аутизме.

2. Акцент на практических стратегиях.

Психотерапевтки, которые специализируются на работе с аутичными людьми, стараются использовать их сильные стороны, в том числе их тенденцию мыслить конкретно и практично. Многие люди с аутизмом хорошо воспринимают обучение формулам, которые они могут использовать в разнообразных ситуациях. В этом отношении могут полезны подходы в рамках когнитивно-поведенческой терапии.

3. Привлечение членов семьи.

Психотерапия с аутичными людьми часто требует привлечения супругов или других членов семьи. Нейротипичным людям может быть сложно понять, что происходит в голове аутичных людей, поэтому может быть важно включать в психотерапию образование близких клиентки по вопросам аутизма. Крайне важно, чтобы у женщин с аутизмом была подходящая поддержка. Психотерапию, в этом случае, можно рассматривать как сотрудничество клиентки, ее членов семьи и психотерапевтки.

4. Визуальная поддержка.

Люди с аутизмом могут очень хорошо воспринимать различные визуальные инструменты, которые помогают им изучать и разбираться в проблемах и потенциальных решениях. Рисунки, компьютерное моделирование, таблицы, схемы и другие наглядные материалы могут быть очень эффективны во время консультаций.

5. Образовательный компонент.

Подходы к психотерапии, которые адаптированы для людей с аутизмом, могут быть основаны на объяснении клиентке, как именно на нее влияет аутизм, в том числе, как работает ее мозг в определенных ситуациях, почему она может испытывать истерики, и как можно с ними справиться.

6. Акцент на обучении социальным сигналам и навыкам общения.

Подходы, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП), могут помочь людям с аутизмом научиться лучше распознавать социальные сигналы и не очевидные формы коммуникации, а также научиться лучше справляться с повседневными требованиями. Они могут помочь клиенткам, например, научиться определять, когда пора сменить тему разговора, или как участвовать в беседе группы людей.

Одна из возможных проблем специализации психотерапии на аутизме — это потенциальное игнорирование разнообразия аспектов жизни клиентки, что приводит к тенденции уделять внимание только проявлениям аутизма без исследования других факторов, которые могут оказывать свое влияние. Например, одна аутичная женщина так описывает эту проблему во время работы с психотерапевткой, которая специализировалась на работе с аутичными взрослыми: «Я действительно смогла научиться очень полезным стратегиям, но, мне кажется, все наши консультации сводились только к ним. У меня не было возможности достаточно глубоко рассмотреть свои проблемы». Например, можно считать тревожность только проявлением аутизма и при этом упустить, как опыт травли в детстве и представления о мире могут быть с ней связаны.

Подходы психотерапии для женщин с аутизмом должны охватывать самые разные факторы их жизни, которые могли привести их к нынешней ситуации. Например, когда я работаю с женщинами с аутизмом, я адаптирую свой обычный стиль работы, но не меняю его кардинально.

Как правило, в самом начале я выделяю время, чтобы определить стратегии, которые помогут аутичным клиенткам выражать свои чувства. Вместо того, чтобы говорить устно, они могут писать, печатать, рисовать или иначе выражать мысли и чувства во время обсуждения трудных ситуаций. Во время разработки стратегий по тому, как справляться с проблемными ситуациями, я стараюсь быть более прямолинейной, чем с нейротипичной клиенткой. Я также выделяю больше времени на образование своих клиенток с аутизмом и информационный компонент наших консультаций гораздо более значительный.

Ссылки:

1. Bargiela, S, Steward, R, Mandy, W (2016) The experiences of late-diagnosed women with autism spectrum conditions: An investigation of the female autism phenotype. Journal of Autism and Developmental Disorders, 46(10), 3281-3294

2. Hill E, Berthoz S, Frith U (2004). Brief report: cognitive processing of own emotions in individuals with autistic spectrum disorder and in their relatives. Journal of Autism and Developmental Disorders. 34 (2): 229–235

Авторка: Прицилла Дю Приз (Pricilla Du Preez)

Источник: Psychology Today

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *