«К сожалению, у меня аномальные маточные кровотечения, а значит, у меня идет кровь днями или даже неделями. Я не могла выносить ощущения от прокладок – слишком жесткие, толстые и липкие. Все это привело к тому, что я использовала два самых больших тампона одновременно. А это, мягко говоря, небезопасно. Более того, я не раз оставляла один тампон, достав только один. Каждый месяц я подвергала себя риску токсического шока. Жуткая вещь. Если бы не запах, я бы вообще забывала, что происходит! Гадость. Во время месячных до меня не доходило, что нужно носить темную одежду, так что я минимум десять раз буквально сбегала из школы, чтобы переодеться, потому что на мне были светлые брюки с ярко-красными пятнами. По счастью, школьная медсестра всегда помогала мне вернуться в школу – она понимала, почему я сбежала из школы, и не использовала стандартный протокол. В наши дни детям такого не позволят. Если бы у меня была консультантка или наставница среди ровесниц, которые поддерживали бы меня ненавязчивым образом, они, наверное, могли бы напоминать мне брать запасную одежду в школу, надевать темные вещи, записывать в календаре напоминания о том, что нужно вынуть тампоны и так далее. Насколько бы более простой и здоровой стала моя жизнь!» (40-летняя женщина с синдромом Аспергера).

Один из наиболее часто задаваемых вопросов, которые мы слышим в связи с менструациями у аутичных девочек: «Вы думаете, моя дочь сможет справиться с использованием тампонов?»

Опасности неправильного использования тампонов определенно несравнимо выше, чем у прокладок. Если не вынимать тампоны своевременно, это может привести к синдрому токсического шока – приведенная выше цитата иллюстрирует, как и почему это может происходить.

Тем не менее, тампоны могут быть подходящим вариантом для многих девочек с аутизмом, и у них есть свои потенциальные преимущества. При принятии решений об использовании тампонов важно учитывать два фактора:

— двигательные навыки и координацию девочки;

— насколько хорошо девочка справляется с ношением прокладок во время месячных.

Мы рекомендуем, чтобы при подготовке к первой менструации, всех девочек с аутизмом учили только использованию прокладок, и чтобы именно прокладки были их первым средством гигиены. Только после того, как девочка освоила навыки повседневной гигиены с прокладками, можно принять решение о переходе на тампоны при необходимости.

Если девочка уже пользуется прокладками, то зачем вам учить дочь пользоваться тампонами? Если девочка занимается плаванием или другой физической активностью, которая требует облегающей или короткой одежды (например, гимнастикой или танцами), ей потребуется носить тампон или отказываться от занятий во время месячных. Нарушения привычного расписания и проблемы с доступом к досугу могут быть особенно нежелательны для девочки с аутизмом.

Другая возможная причина – комфорт. Ваша дочь может быть слишком чувствительна к ношению прокладок, даже самых тонких, в течение целой недели. Наконец, многие женщины, которые пользуются тампонами, сообщают, что так им проще поддерживать чистоту во время месячных.

Некоторые родители, с которыми мы работали, выражали обеспокоенность в отношении использования тампонов, так как связывали их с сексуальной активностью и девственностью. Помните, что использование тампона не имеет никакого отношения к сексуальному статусу девочки или женщины, и это не значит, что она больше не девственница.

Если вы учли двигательные навыки и общую способность справляться с менструацией для вашей дочери, и мысль об использовании тампонов не вызывает у вас дискомфорта, то следующий шаг – научить дочь тому, как успешно вводить и доставать тампон. Но, по нашему опыту, это гораздо проще сказать, чем сделать!

Ниже мы разбираем случай девушки, для которой обучение использованию тампонов оказалось довольно большой проблемой. По нашему опыту работы с девочками с РАС и их мамами, такая ситуация возникает нередко. Очень часто это тесно связано со зрительно-пространственными навыками и двигательной координацией девочки.

Исследование случая: Джессика

Джессика – способная 14-летняя девочка с синдромом Аспергера. Она состоит в школьной команде по плаванию, и когда у нее начались месячные, они с мамой решили, что она попробует использовать тампоны, чтобы не пропускать тренировки целую неделю каждый месяц. У Джессики и ее мамы были очень близкие и открытые отношения, и это очень помогло во время обучения тому, как использовать тампоны. Однако на весь процесс обучения тому, как делать это успешно и независимо, у Джессики ушло 9 месяцев.

Несмотря на очень высокий уровень интеллекта, у Джессики есть серьезные трудности с двигательной координацией и зрительно-пространственными навыками, поэтому ей сложно представить, где на ее теле ей нужно вводить тампон. После множества неудачных попыток Джессике и ее маме пришлось работать вместе с помощью зеркала. Первые несколько месяцев мама могла помогать ей, подсказывая, как ввести тампон. Какое-то время спустя Джессика смогла самостоятельно вводить тампон, но ее мама держала для нее зеркало. Затем, наконец, она смогла делать это сама без присутствия мамы и без зеркала.

Джессике и ее маме повезло – большинству девочек было бы слишком дискомфортно, чтобы их мама принимала подобное участие в их личной гигиене. Кроме того, для Джессики было очень важно плавание, так что у нее была очень высокая мотивация для того, чтобы научиться самостоятельно пользоваться тампонами, и она была готова пойти на многое, чтобы это произошло.

Если вам с дочерью достаточно комфортно это делать, то можно проводить практические занятия по использованию тампонов вместе с использованием зеркала. Вы также можете использовать рисунки, чтобы показать, куда вводится тампон и под каким углом.

Как и в случае с прокладками, купите несколько коробок с тампонами (с аппликаторами и без них) и практикуйтесь с девочкой в том, чтобы распаковывать их и использовать аппликатор. Введите тампон в емкость с водой, чтобы показать, как он впитывает воду. На рисунке тела продемонстрируйте, что нитка тампона находится вне тела, чтобы было удобнее удалить тампон.

Многие девочки очень нервничают в отношении первого опыта использования тампонов. Не торопитесь, вашей дочери может понадобиться много времени, чтобы привыкнуть к внешнему виду и ощущениям от тампона, и разобраться, как именно он вводится, прежде чем попробовать это делать. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь облегчить этот опыт:
— Используйте самый маленький размер тампона, который только сможете найти. Есть более тонкие тампоны для подростков и для маленького кровотечения.

— Лучше пробовать вводить тампон в дни с более обильным кровотечением, потому что тогда он проще входит.

— Учите дочь как расслаблять мышцы, чтобы было проще ввести тампон.

Девочке нужно будет следовать расписанию по менструальной гигиене, как и в случае с прокладками. Рекомендуется менять тампоны каждые четыре часа, а в случае необходимости и чаще. Забыть тампон очень просто, так как вы не чувствуете ощущений от прокладки или кровотечения. Убедитесь, что ваша дочь полностью понимает необходимость смены тампонов и следует расписанию.

По книге Шаны Николс, Джины Мари Моравчик и Самары Пулвер Тетенбаум «Девочки, которые взрослеют в спектре аутизма: что нужно знать родителям и специалистам о предподростковом и подростковом возрасте» (Shana Nichols, Ginamarie Moravcik, Samara Pulver-Tetenbaum «Girls Growing Up on the Autism Spectrum: What Parents and Professionals Should Know About the Pre-Teen and Teenage Years»)

Что вы думаете об этом материале?
  • Интересно 
  • Полезно 
  • Похоже на мой опыт 
  • Сочувствую 
  • Возмутительно 
  • Скучно