Подростковый возраст приносит девочке целый ряд сложностей и проблем. Например, уровень депрессии среди мальчиков и девочек одинаков, но начиная с возраста 13 лет уровень симптомов депрессии среди девочек становится значительно выше (Twenge and Nolen-Hoeksema 2002). Ниже перечислены многие сложности, которые могут быть у девочки с аутизмом в период полового созревания, но этот список далеко не исчерпывающий. Очень важно внимательно следить за возможными изменениями в поведении девочки, которые могут указывать на более серьезную проблему.

Раннее половое созревание

Пубертатный период детей в США обычно начинается в период от 8,5 лет до 13 лет (Murphy and Elias 2006). Раннее половое созревание означает, что пубертатное развитие начинается до возраста 7 лет. Возможно, что у детей с РАС раннее половое созревание встречается чаще, чем у детей с типичным развитием (Sicile-Kira 2006). Ранний пубертат может привести к серьезным медицинским и психологическим осложнениям.

Раннее половое созревание часто связано с низким ростом: тело перестает расти после окончания пубертатного периода, и, хотя поначалу девочка может быть выше своих ровесниц, ее рост слишком рано останавливается. Кроме того, дети с ранним пубертатным периодом могут чувствовать себя не такими как все и изолированными от своих ровесниц. Это может привести к низкой самооценке и депрессии.

— На что обращать внимание: На раннее половое созревание указывают рост груди, менструация, появление волос на лобке и в подмышках, взрослый запах тела или угревая сыпь до возраста 8 лет.

— Что делать: Если вы думаете, что у вашей дочери начинается половое созревание раньше нормы, важно поговорить с врачами о вероятности раннего пубертата. Для диагностики делаются анализы крови на уровни гормонов. Для лечения возможно назначение препаратов, откладывающих половое созревание.

Эпилептические приступы

Эпилепсия встречается примерно у 25% всех людей с аутизмом (Cantino 2007), хотя не известно, насколько эпилептические приступы связаны с полом. Одно исследование среди 60 людей с аутизмом в возрасте от 12 до 29 лет показало, что эпилептические приступы были у 38,3% участников (Rossi, Posar, and Parmaggiani 2006). Примерно у 66,7% из них первые эпилептические приступы произошли после 12 лет. Средний возраст начала эпилепсии составлял 11 лет 11 месяцев. Это исследование говорит о том, что подростковый возраст связан с наибольшим риском развития эпилепсии. Хотя у большинства подростков с аутизмом нет эпилептических приступов, родителям обязательно нужно осознавать этот риск и знать признаки и симптомы различных видов эпилепсии.

— На что обращать внимание: Некоторые эпилептические приступы очевидны – люди теряют сознание и у них начинаются сильные судороги. Тем не менее, некоторые формы приступов не такие явные. Это могут быть короткие периоды времени (иногда всего несколько секунд), во время которых люди перестают на что-либо реагировать и смотрят в одну точку в пространстве или совершают необычные движения. У подростков на неявные формы эпилепсии могут указывать:

— Внезапное прекращение какого-либо учебного прогресса.

— Утрата прежних знаний и навыков, регресс.

— Внезапное появление поведенческих проблем, в том числе агрессии и причинения себе вреда.

— Что делать: Если у вашей дочери есть какие-либо признаки возможных эпилептических приступов, необходима консультация неврологов. Ей могут назначить электроэнцефалограмму (ЭЭГ) для диагностики эпилептической активности мозга. В случае обнаружения эпилептической активности могут быть назначены лекарственные препараты для регуляции и предотвращения приступов.

Депрессия

К возрасту 13 лет среди девочек встречается гораздо больше симптомов депрессии по сравнению с мальчиками, а к возрасту 15 лет уровень депрессии среди девочек-подростков вдвое выше, чем среди мальчиков (Santrock 2007; Twenge and Nolen-Hoeksema 2002). Также отмечалось, что люди с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом очень часто имеют коморбидную (сопутствующую) депрессию в подростковом возрасте (Ghazziudin 2002; Ghazziudin, Ghazziudin and Greden 2002).

Что это значит для девочек с аутизмом? Для них тоже риск депрессии выше в два раза? К сожалению, у нас нет ответа. Тем не менее, очень важно, чтобы все люди, поддерживающие девочку-подростка с аутизмом, осознавали высокий риск и знали возможные признаки и симптомы депрессии.

В период подросткового возраста люди с аутизмом часто осознают, что они отличаются от ровесников, и они испытывают растущие сложности в социальных ситуациях. Как уже упоминалось ранее, природа дружбы в подростковом возрасте кардинальным образом меняется. Если в раннем возрасте дружба строилась по принципу «играть вместе», то теперь это более сложные отношения, связанные с доверием, эмоциональным обменом и поддержкой. Для людей с аутизмом социальные ситуации становятся все сложнее, и они могут чувствовать изоляцию и отвержение. Постоянное чувство, что тебя исключают, и сниженная самооценка часто приводят к депрессии.

— На что обращать внимание: Депрессия в подростковом возрасте обычно характеризуется постоянной грустью, повышенной замкнутостью, раздражительностью, выражением безнадежности. Симптомы также включают утрату интереса к тому, что интересовало или доставляло радость раньше, значительное снижение или набор веса, нарушения и изменения сна, хроническую усталость.

— Что делать: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может быть эффективна для подростков с РАС с более высоким уровнем когнитивных навыков. Кроме того, психиатры, у которых есть опыт работы с аутизмом, могут диагностировать депрессию и назначить препараты для снижения депрессивных симптомов.

Тревожность

Темпл Грандин описывает свои подростковые годы как «наихудшие годы моей жизни» (Grandin 2006, p.xiii). Для нее половое созревание было связано с экстремальной хронической тревожностью и приступами паники. Она описывает, что жила «в постоянном состоянии испуга» (Grandin 1995, p.111). Такие описания встречаются очень часто: подростковый возраст и взросление связаны с множеством перемен, которые вызывают тревожность у подростков с РАС. Дружба становится сложнее и требует больших знаний для решения социальных проблем, с которыми у подростков с РАС есть большие сложности. Подростки становятся более независимыми, и от них ожидают, что они будут полагаться на собственные навыки самоорганизации – еще одна сложность для подростков с дефицитами исполнительной функции. Учебная программа в старших классах становится все более абстрактной: например, они должны читать сложные литературные произведения, понимать действия и точки зрения персонажей, что крайне сложно для подростков в спектре аутизма.

Подростковый возраст связан не только с интенсивными переменами, это также период повышенной неопределенности. Ниже приводится список тех аспектов подросткового возраста, которые вызывают тревожность по словам родителей и подростков с аутизмом. Первоначально источники тревожности больше связаны с изменениями тела, которые пугают, но одновременно предсказуемы – они не требуют принятия решений. С другой стороны, источники тревожности, которые появляются в более позднем подростковом возрасте связаны с большей неопределенностью и выбором из множества вариантов. Если 12-летняя девочка должна справляться с множеством сложностей из-за лифчиков и менструации, то 17-летняя девочка уже приняла эти изменения, но вместо этого она беспокоится об отношениях, дальнейшем образовании или трудоустройстве и в целом о том, что ждет ее после школы.

Источники тревожности в подростковом возрасте по сообщениям родителей и детей

Возраст 8-12 лет

— Начало пубертата: менструация, развитие груди и ношение лифчика, гормональные изменения.

— То, что ты становишься «взрослой».

— Сложные социальные ожидания и отношения.

— Рост академических требований, более абстрактная учебная программа.

Возраст 13-15 лет

— Рост требований к личной гигиене.

— Рост волос на теле, бритье.

— Использование дезодоранта.

— Угревая сыпь.

— Необходимость справляться с менструацией.

— Нарушения эмоциональной регуляции, перепады настроения.

— Утрата дружеских отношений по мере изменения интересов ровесниц.

— Интерес ровесниц к романтическим отношениям.

— Страх «отказа» от «детских» интересов, игрушек, игр и занятий.

Возраст 16-19 лет

— Размышления о жизни после школы (профессиональное образование).

— Новые сферы ответственности.

— Самостоятельное передвижение вне дома.

— Стремление к романтическим отношениям или отсутствие интереса к романтическим отношениям.

— Поддержка дружеских отношений.

— На что обращать внимание: Тревожность в подростковом возрасте может проявляться разным образом, ее симптомы могут включать избегание социальных контактов, злость, нервное возбуждение и физиологические проявления (например, повышенную потливость, покраснение лица, мышечное напряжение, учащенное дыхание). У подростков с РАС тревожность часто выражается в росте повторяющегося поведения, ригидности и следования жесткой рутине, а также двигательном возбуждении в ситуациях, вызывающих тревожность, либо они начинают избегать взаимодействия с другими людьми. Изменения в питании и нарушения сна также могут указывать на тревожность.

— Что делать: Подготовка вашей дочери к изменениям, с которыми связан подростковый возраст, может уменьшить ее тревожность. Навыки глубокого дыхания, йога и другие техники релаксации также могут использоваться для облегчения тревожности. Как и в случае с депрессией, когнитивно-поведенческая терапия может быть эффективна для подростков с высоким уровнем когнитивных навыков, а психиатры могут диагностировать тревожное расстройство и назначить препараты для снижения тревожности.

Образ тела и нарушения пищевого поведения

Для девочек-подростков характерны негативные представления о собственном теле: около 60% девочек-подростков говорят, что они недовольны своим весом или фигурой (Field et al. 1999). Нарушенное питание встречается у более чем половины девочек-подростков, даже если они не соответствуют критериям расстройства пищевого поведения (Smolak 2006). Недовольство телом и нарушенное пищевое поведение приводят к негативным последствиям, таким как развитие расстройства пищевого поведения или утрата способности заниматься спортом.

Расстройства пищевого поведения – это третье по распространенности заболевание среди девочек-подростков (Rosen 2003). Лучше всего известны такие расстройства как невротическая анорексия и невротическая булимия. Невротическая анорексия – это интенсивный страх увеличения веса и вес менее 85% нормы для данного возраста и роста. Ее описывают как «неутомимое стремление к худобе с помощью голодания» (Santrock 2007). Булимия – это переедание в сочетании с избавлением от непереваренной пищи (вызывание у себя рвоты, прием слабительных, чрезмерные физические упражнения и так далее). Оба расстройства в десять раз чаще встречаются у женщин по сравнению с мужчинами (Santrock 2007). В отличие от анорексии, при булемии девочки не кажутся слишком худыми и, как правило, их вес нормальный или слега выше нормы. Оба расстройства чрезвычайно опасны и при отсутствии лечения могут привести к летальному исходу.

До сих пор мало исследований по распространенности или траектории расстройств пищевого поведения у людей с РАС. Одно эпидемиологическое исследование показало высокую частоту социальных нарушений при анорексии, что предполагает, что у этих расстройств может быть генетическая связь (Zucker et al. 2007). У людей с аутизмом часто встречается повышенная избирательность в еде – отказ от любой еды помимо нескольких блюд или продуктов (Schreck and Williams 2006). Родителям важно различать избирательность в еде, связанную с повышенной сенсорной чувствительностью при аутизме, и отказ от еды из-за стремления к худобе. Ключевое различие в том, что избирательность в еде, скорее всего, продолжается с раннего детского возраста, а отказ от определенных продуктов не связан с их калорийностью.

— На что обращать внимание: Обращайте внимание на значительные изменения в пищевых привычках дочери. Кроме того, обращайте внимание на значительную потерю или увеличение веса. Отмечайте любые комментарии дочери о ее восприятии собственного тела и тел других людей, как в реальной жизни, так и в СМИ.

— Что делать: Не дожидаясь появления нарушений в питании или недовольства собственным телом, любая мама может моделировать как здоровое питание, так и здоровое принятие себя. Генетика в значительной степени определяет тип телосложения, так что дочери с большой вероятностью имеют схожие физические характеристики с матерями. Мама, которая часто жалуется на объем бедер, может способствовать недовольству собственным телом у дочери! Если у вашей дочери появились навязчивые негативные мысли о своем теле, то полезным ресурсом может стать когнитивно-поведенческая психотерапия.

Если у вашей дочери есть нарушения питания, необходимо общее медицинское обследование. Для коррекции нарушений и расстройств пищевого поведения могут быть эффективны когнитивно-поведенческая терапия, семейная психотерапия, консультации диетолога, в некоторых случаях антидепрессанты.

Проблемы с гигиеной

По различным причинам подростки с РАС часто испытывают сложности с гигиеной и самообслуживанием. Одна из таких причин – изменения, связанные с пубертатом, которые приводят к новым и измененным задачам по гигиене – нужно чаще принимать душ, пользоваться дезодорантом, использовать прокладки. Дети, которым крайне сложно адаптироваться к переменам, склонны активно уклоняться от этих новых задач.

Вторая причина, по которой у подростков с аутизмом могут возникать трудности с гигиеной – это нарушения мелкой моторики и проблемы с координацией движений. Возможно, для девочки нужно будет адаптировать гигиенические процедуры. Мы работали с одной семьей, где 16-летней дочери было сложно ухватить кусок мыла, и поэтому она не мылась в душе. Мы предложили пользоваться мочалкой-варежкой и гелем для душа с дозатором, и она внезапно начала самостоятельно мыться почти полностью. Если у вас есть такая возможность, то проконсультируйтесь с эрготерапевткой, чтобы определить, как можно работать над целями по гигиене для дочери.

Третий потенциальный источник трудностей с гигиеной – это сенсорные проблемы, которые часто встречаются у людей с аутизмом. Подростки могут не выносить запахи и ощущения от мыла, шампуня и дезодоранта. Может помочь подбор средств с наименьшим запахом и программа постепенной десенситизации к ним для вашей дочери. У некоторых подростков с РАС есть особенно чувствительные участки тела, например, десна или кожа головы. Если это проблема для вашей дочери, то стоит подумать о привлечении поведенческой терапевтки, которая разработает план по постепенному привыканию к давлению к коже в этих участках.

Поведенческие проблемы

У многих подростков с РАС есть поведенческие проблемы, например, агрессия, нанесение себе повреждений, истерики и уничтожение вещей. Такие виды поведения оказывают огромное негативное влияние на качество жизни и ограничивают возможности для образования, социализации и трудоустройства (Koegel, Koegel, and Dunlap 1996). Кроме того, проблемные виды поведения увеличивают стресс для родителей и других членов семьи (Lucyshyn et al. 2002).

Распространенная причина проблемного поведения заключается в том, что подростки, как и дети младшего возраста, не могут выразить свои желания, потребности и все более сложные переживания, особенно, когда они испытывают сильные эмоции. Это может привести к приступам ярости, истерикам или нервным срывам.

Часто считается, что проблемное поведение – это «мужская» проблема. Общество ожидает от мальчиков упрямства и физической активности, так что люди могут меньше удивляться, если мальчик ведет себя агрессивно.

Если мальчик-подросток дерется, кто-то может сказать, что «мальчишки есть мальчишки». Однако ожидается, что девочки будут вежливыми и тихими «хорошими девочками». Когда девочка проявляет проблемное поведение, оно привлекает гораздо больше негативного внимания. Кроме того, девочкам с аутизмом может быть трудно соответствовать социальным требованиям о том, какой должна быть «молодая женщина».

Не все проблемы вызваны именно аутизмом, подростки с аутизмом могут иметь «типичные» подростковые проблемы. Родители детей с РАС и без РАС часто жалуются на то, что их подростки не слушаются, ленятся, грубят и «бунтуют». Подростки могут нарушать правила, установленные родителями, ради стремления к большей автономии, даже если на самом деле они не готовы к независимости от родителей ни экономически, ни эмоционально. Это приводит к так называемым «трудностям переходного периода». Кроме того, тревожность, связанная с социализацией и принятием решений, часто способствует поведенческим проблемам.

Дополнительный фактор, связанный с проблемным поведением – это гормональные изменения, а у девочек это еще и эмоциональные и физические последствия менструации. Это может приводить к разным проблемам, особенно если девочке сложно понять гормональные и физические изменения и приспособиться к ним.

Мы часто встречаем родителей девочек с аутизмом, которые много лет борются с тяжелыми поведенческими проблемами. Иногда родители не обращаются за помощью в связи с проблемным поведением до наступления подросткового возраста. Пока дочь была младше, с подобным поведением было проще справиться, например, маленькую девочку во время истерики можно просто поднять и унести из общественного места. Однако когда девочка становится крупнее и больше похожей на взрослую, эти стратегии больше не работают. К сожалению, если проблемное поведение существует уже много лет, скорректировать его очень сложно. Именно поэтому, как только появляется проблемное поведение, важно как можно скорее обращаться за поведенческой терапией для его коррекции!

При любых проблемах поведения необходимо проводить так называемый функциональный анализ поведения, который определяет его функцию. Этой функцией может быть привлечение внимания других людей (Durand et al. 1989), избегание чего-то неприятного (Carr, Newsom, and Binkoff 1980) и получение какого-то предмета (Durand and Crimmins 1988). Несколько обзоров существующих исследований показали, что если план коррекции поведения основан на его функции, то вероятность успеха в два раза выше, чем если оценка функции поведения не проводилась (Carr et al. 1999; Didden, Duker, and Korzelius 1997; Didden et al. 2006). Как только функция поведения была определена, можно разработать подходящий план коррекции поведения. Для дополнительной помощи с проблемным поведением рекомендуется работать с поведенческой терапевткой. Проблемные виды поведения часто можно уменьшить, если использовать визуальную поддержку и такие методики как «экономика жетонов» — техника, когда за позитивное поведение дети получают «жетоны» (стикеры, фишки и так далее), собрав определенное количество жетонов их можно обменять на желанную награду. Людям с РАС с высоким уровнем когнитивных навыков может подойти когнитивно-поведенческая терапия, направленная на управление гневом и развитие навыков эмоциональной регуляции.

Сексуальность и мастурбация

Для большинства родителей сексуальность – это чрезвычайно сложная тема для разговора с детьми. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы родители подростков с РАС говорили с ними на темы сексуальности, в том числе о мастурбации. Важно помнить, что хотя у девочек с аутизмом может быть задержка эмоционального и социального развития, биологическое развитие, скорее всего будет идти с обычной скоростью.

Сексуальность – это не просто вопрос секса. Это также вопрос отношений, морали, образа собственного тела, эмоциональных компонентов того, что у тебя есть сексуальное влечение. Хотя развитие сексуальности значительно определяется биологическими причинами, мы все должны усвоить правила для контроля над нашим сексуальным поведением. Мы усваиваем эти правила от родителей, школы, сверстников, религиозных институтов, СМИ. Сексуальность связана с огромным количеством правил, большинство из которых являются «неписанными» и требуют развитого умения понимать социальные нюансы. Девочки с РАС нуждаются в том, чтобы социальная информация объяснялась им прямолинейно и конкретно, а родители – это наилучшие источники информации для них. Без участия родителей девочки, скорее всего, будут полагаться на собственные источники информации, которые могут быть неверными, опасными или не будут отражать ценности их семьи.

Мастурбация является нормальной частью полового созревания. Тем не менее, существует много социальных предрассудков в отношении мастурбации, а некоторые религии запрещают такую практику. Учитывайте ваши собственные взгляды на эту тему при обсуждении вопросов мастурбации с дочерью. Говорить об этом может быть очень важно, так как детей обязательно нужно научить специфическим правилам о том, когда и где мастурбация допустима, а когда нет. Хотя сама по себе она нормальна, мастурбация может стать огромной проблемой, если дети занимаются ею в общественных местах, или если она становится навязчивым поведением.

По книге Шаны Николс, Джины Мари Моравчик и Самары Пулвер Тетенбаум «Девочки, которые взрослеют в спектре аутизма: что нужно знать родителям и специалистам о предподростковом и подростковом возрасте» (Shana Nichols, Ginamarie Moravcik, Samara Pulver-Tetenbaum «Girls Growing Up on the Autism Spectrum: What Parents and Professionals Should Know About the Pre-Teen and Teenage Years»).

Что вы думаете об этом материале?
  • Похоже на мой опыт 
  • Интересно 
  • Полезно 
  • Сочувствую 
  • Возмутительно 
  • Скучно