Когда ваша дочь достигнет подросткового возраста, вам нужно будет обучить ее множеству навыков и информации. Хотя многие проблемы и навыки, связанные с подростковым возрастом, являются новыми, техники, с помощью которых можно помочь девочке, совсем не новы. Это терапевтические и образовательные методики, которые помогают детям любого возраста осваивать новые навыки.
Верите или нет, но если вы учите дочь писать свое имя или пользоваться прокладкой, вы можете использовать одни и те же подходы! Основная разница будет не в методе, а в вашем собственном уровне комфорта. Вопросы, связанные с подростковым возрастом обычно более чувствительные, смущающие и в целом более сложные для обсуждения. Ниже мы приводим обзор обучающих техник, многие из которых могут показаться вам знакомыми.
Действуйте на опережение. По возможности, обучайте девочку навыкам до того, как возникнет проблема. Определенные события в жизни дочери предсказуемы, например, начало менструаций. Заранее планируйте эти события и начинайте обучение заранее, чтобы ваша дочь была готова. Очень важный момент: часто родители недооценивают, как долго их дочь будет учиться новому навыку. Учитывайте проблемные области вашей дочери: сенсорные особенности, сопротивление переменам, двигательные сложности. Запланируйте дополнительное время на обучение новому навыку, если он связан с какой-либо проблематичной областью.
Будьте конкретны. Люди с аутизмом испытывают сложности с абстрактной или относительной информацией, так что любые материалы должны преподноситься настолько конкретно, насколько это возможно. Например, девочка с аутизмом может не понять, что значит менять прокладку «по необходимости» или «через некоторое время». Вместо этого предложите девочке конкретное расписание для того, когда она должна менять прокладку в течение дня.
Будьте последовательны. Будьте последовательны в своих ожиданиях и требованиях от девочки. Когда вы обучаете новому навыку, последовательность – это первостепенное условие. Например, если вы учите, что является «личным», то нужно ввести правило, что девочка может переодеваться только в своей комнате или в ванной. Не делайте исключений из правила, если вы очень торопитесь сегодня, и вы говорите, что можно переодеться на кухне. Это с большой вероятностью запутает девочку, а ваше прежнее обучение пойдет насмарку.
Будьте детальны. Помимо конкретности и последовательности ваши требования должны быть детальными. Например, не надо говорить девочке «навести порядок в комнате», составьте детальный список того, что это включает (например, заправить кровать, положить книги на полку, убрать грязную одежду с пола и положить ее в корзину для белья).
Не усложняйте. Чем проще навык, которому вы учите, тем эффективнее будет обучение. Определите, какой минимум информации нужно понять дочери – вы всегда можете добавить новую информацию позже. Также нет необходимости в усложнении систем поощрения (наград). Мы несколько раз сталкивались с тем, что родители создают такую сложную систему поощрения, что им самим сложно ей следовать, их дочь вообще ее не понимает, а ее применение стало отдельной работой. Простота помогает всем!
Повторяйте как можно чаще. При работе с подростками с аутизмом помните о том, что информация и навыки часто не усваиваются с первого раза: нужны неоднократные повторения. Изначально планируйте, что вы будете обучать всему по нескольку раз и не опускайте руки из-за медленного прогресса. Кроме того, важно проводить обучение в разных ситуациях, чтобы девочка могла обобщить свои навыки. Например, она может знать, что делать, если в дверь позвонит незнакомый человек, но не знать, что делать, если незнакомец заговорит с ней в магазине. Когда речь идет о чем-то настолько важном, не бойтесь быть занудами и повторять все снова и снова!
Предоставляйте возможности для практики. Вы не будете учить дочь кататься на велосипеде, если у нее нет возможности кататься на велосипеде. Точно так же, если вы учите любому другому навыку, вы должны предоставлять возможности для практики. Это может означать, что какие-то ситуации вам нужно создавать искусственно. Например, попросите своего коллегу, чтобы он заговорил с вашей дочерью на улице в качестве «незнакомца», или запланируйте регулярные походы в ближайший магазин с вашей дочерью, чтобы она совершала в нем какие-то небольшие покупки. Помните, хотя вам может быть проще вымыть ее волосы самой, это не поможет ей научиться делать это самостоятельно. Не торопитесь, позвольте ей самой практиковаться в новых навыках как можно чаще.
Задействуйте разные органы чувств при обучении. У большинства людей с аутизмом есть проблемы с пониманием речи на слух. Значит ли это, что вы не должны говорить со своей дочерью? Разумеется, нет. Тем не менее, это значит, что не надо полагаться только на устные инструкции. Визуальная поддержка – это крайне эффективный метод при обучении детей с аутизмом независимо от их уровня интеллекта и развития речи. В зависимости от индивидуальных способностей девочки вы можете использовать в качестве визуальной поддержки фотографии из ее повседневной жизни, рисунки или написанные слова и фразы. Некоторые люди с аутизмом лучше учатся, когда у них есть возможность что-то делать «руками», физически. Для таких подростков необходимо готовить реквизит для практики.
Разделяйте задачу на маленькие шаги. Многие задачи, которые мы выполняем в повседневной жизни, например, мытье волос или стирка, на самом деле гораздо сложнее, чем нам кажется. Используйте метод «анализ задачи», чтобы разделить каждую задачи на самые простые шаги. Например, вместо того, чтобы сказать дочери нанести шампунь, лучше сказать сначала намочить волосы, затем открыть бутылку шампуня, затем выдавать в одну руку шампунь объемом с мячик для пинг-понга, поставить бутылку шампуня, размазать шампунь по волосам, затем намылить волосы обеими руками и так далее.
Предоставляйте подходящие поощрения. Не ожидайте, что у дочери будет мотивация выполнять ту или иную повседневную задачу. То, что кажется и так приятным вам (например, пойти на вечеринку, принять ванну) может вызывать у дочери тревожность, неприятные ощущения или просто никак не интересовать ее. Определите, что является поощрением для дочери (например, книги, фильмы, лакомства), а затем предоставляйте ей больше наград за то, что она делает неприятные для нее задачи.
Объясняйте социальные причины. Постарайтесь объяснять дочери, почему важно выполнять ту или иную новую задачу (например, если ты не почистила зубы, у тебя изо рта будет плохо пахнуть, и никто не захочет находиться рядом с тобой). Подростки с аутизмом могут не понимать социальные последствия поведения, если не объяснять им их напрямую. Кроме того, когда вы рядом с дочерью, следите за возможностями для спонтанного обучения: это ситуации, которые возникают естественным образом, и могут стать для дочери важными уроками и примерами.
Будьте спокойны, серьезны, оказывайте поддержку. Конечно, с какими-то темами то будет проще, чем с другими. Тем не менее, важно осознавать, что ваша дочь будет воспринимать эти темы в соответствии с вашими реакциями. Если вам стыдно говорить об этом, ваша дочь поймет, что это источник стыда. Всегда следите за тем, чтобы сохранять спокойствие и рассудительность. Проявляйте поддержку, не осуждайте. Самой главное, не паникуйте! Это лишь приведет к тому, что ваша дочь тоже начнет паниковать. Вы можете обучать ее, у вас получится!
Ниже приводится список техник, которые, по нашему опыту, наиболее полезны при обучении девочек с аутизмом навыкам, которые важны в подростковом возрасте и при переходе к жизни в качестве молодой женщины. Все дети очень разные, то, что работает для одной девочки, будет бесполезно для другой. Важно учитывать, что лучше всего помогает вашей дочери. Вы уже использовали с ней видеомоделирование в прошлом, это было успешно? Продолжайте применять те методики, которые были успешны раньше, если нет, то попробуйте что-нибудь еще. К сожалению, не существует какого-то готового протокола, чтобы определить, какие техники будут наиболее эффективны. Используйте те методики, которые опираются на сильные стороны дочери, по возможности, используйте одновременно разные методики для одной и той же темы.
Отмечайте, какие стратегии были наиболее эффективны, и используйте их, когда подойдете к более сложным темам. Помните, что вы уже не один год помогаете дочери разобраться в окружающем мире, пора использовать все преимущества вашего опыта!
Визуальная поддержка. Визуальная поддержка может принимать самые разные формы в зависимости от уровня способностей девочки. Визуальные подсказки могут использоваться для обучения или как напоминание о том, чтобы применить ранее усвоенный навык. Примеры визуальной поддержки включают календари, расписания на день, картинки, карточки-напоминания и расписания из картинок.
Последовательности действий и расписания. Последовательности и расписания делают жизнь более предсказуемой, а это очень важно для девочек с аутизмом. Их можно отображать с помощью списка дел, чтобы ваша дочь могла сверяться со списком, когда она что-то делает. Например, можно сделать расписание с шагами для того, чтобы принять душ, заламинировать его и повесить рядом с душем. Кроме того, девочке может помочь расписание на день, чтобы она представляла, что ее ждет сегодня. Некоторым девочкам необходимо постоянно носить с собой расписание дня.
Моделирование. Родители, сверстницы, сестры могут моделировать для девочек то поведение, которому их важно научить. Попросите «модель» выполнить необходимые действия, перед этом объясните дочери, что делает модель, и что вы хотите, чтобы она научилась делать то же самое.
Видеомоделирование. Очень эффективная стратегия моделирования – снять нужное поведение на видео, чтобы ваша дочь могла просматривать это видео регулярно и учиться. Преимущества видео в том, что его можно проигрывать снова и снова, его можно отредактировать, в том числе акцентировать те моменты, которые наиболее сложны для девочки.
Проигрывание по ролям. Некоторые подростки лучше всего учатся, когда делают что-то на практике. Возможно, вы сможете учить чему-то дочь, проигрывая ситуации по ролям. Это в первую очередь касается социальных ситуаций, опасных ситуаций и тех ситуаций, которые редко возникают в повседневной жизни.
Истории о социальных ситуациях. Пишите короткие истории о социальных ситуациях с дочерью в качестве главной героини. Включайте в историю информацию о том, что может произойти в той или иной ситуации, какое поведение ожидается от девочки, и почему ей важно вести себя определенным образом.
Социальные сценарии. Социальные сценарии – это письменные подсказки о том, что делать или говорить в определенной социальной ситуации. Например, это может быть социальный сценарий о том, что сказать, если ты отвечаешь на телефонный звонок, или о том, как покупать билеты в кино.
Карточки силы. Карточка силы – это визуальная поддержка, которая использует специальный интерес девочки, чтобы научить ее определенному социальному взаимодействию, в том числе поведенческим ожиданиям. Карточка силы состоит из двух частей: в первой объясняется, как любимая героиня девочки справляется с проблемой или ведет себя в определенной ситуации, во второй части девочку поощряют вести себя так же в подобной ситуации.
Телевидение и фильмы. Телевидение и фильмы могут стать прекрасной демонстрацией типичных социальных ситуаций, с которыми может столкнуться девочка-подросток, и девочке может быть проще понять какую-то тему, идентифицируя себя с любимыми героинями. При просмотре телевизионных сериалов или фильмов с вашей дочерью обращайте внимание на интересные или актуальные темы и ситуации, а потом обсуждайте их с ней. Используйте совместные просмотры как возможности для обучения.
Книги и Интернет. Многие подростки с аутизмом любят читать, особенно если у них практически нет нарушений когнитивных навыков. Такие подростки обычно предпочитают читать о чем-то, а не обсуждать это с родителями. Это может быть предпочтительный способ для получения информации по наиболее личным темам, например, о менструации или мастурбации. Вы можете подобрать своей дочери материалы для чтения, а потом обсудить их с ней. Если вам трудно найти книгу для подростков, то в Интернете есть множество прекрасных статей, которые вы можете распечатать для дочери. Также в Интернете можно найти видео по некоторым темам, которые сложно объяснить только на словах, например, про то, как использовать тампоны.
По книге Шаны Николс, Джины Мари Моравчик и Самары Пулвер Тетенбаум «Девочки, которые взрослеют в спектре аутизма: что нужно знать родителям и специалистам о предподростковом и подростковом возрасте» (Shana Nichols, Ginamarie Moravcik, Samara Pulver-Tetenbaum «Girls Growing Up on the Autism Spectrum: What Parents and Professionals Should Know About the Pre-Teen and Teenage Years»)
Свежие комментарии