Новое исследование показало, что при одинаковой «тяжести» аутизма социальные проблемы девочек могут быть меньше заметны по сравнению с мальчиками. Авторы исследования предупреждают, что это может приводить к тому, что девочки не получают правильного диагноза.

С самого раннего возраста аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, а не у девочек – на один диагноз у девочки приходится четыре диагноза у мальчиков.

В новом исследовании эксперты Центра инноваций в психическом здоровье Саутгемптонского университета и Университетского колледжа Лондона, Великобритания, проливают свет на то, как девочки и женщины могут «маскировать» проявления аутизма – такое явление называется «камуфляж». Ради социального принятия они могут копировать типичное социальное поведение, что может привести к тому, что они не получат диагноз и нужную им помощь.

В рамках исследования проводился тест на социально взаимное поведение. Он включает такие виды поведения как действия по очереди, следование за чужой инициативой и проявление гибкости. Аутичные девочки показали гораздо более высокие результаты по этому тесту, чем аутичные мальчики, несмотря на то, что общий «уровень» черт аутизма не зависел от пола.

Доктор Генри Вуд-Дауни, научный сотрудник Саутгемптонской школы образования и основной автор исследования, говорит, что необходимо лучше понять камуфляж как явление, чтобы улучшить поддержку тех, чей аутизм оказывается «вне зоны видимости».

Комментируя исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of Autism and Developmental Disorders», доктор Вуд-Дауни отмечает: «Нам необходимо повышать осведомленность о камуфляже аутизма – нужно информировать об этом школьных педагогов, врачей и других специалистов, потому что, похоже, на данный момент очень многие аутичные девочки и женщины оказываются вне зоны видимости. И нам нужно повышать осведомленность для того, чтобы девочки получили доступ к поддержке, в которой они нуждаются, как можно раньше. Потому что ранняя помощь – это ключ к позитивному прогнозу при аутизме».

Некоторые виды поведения, характерные для детей с аутизмом, включают отсутствие отклика на имя, избегание взгляда в глаза, повторение определенных слов или фраз, непонимание того, что думают и чувствуют другие люди, стремление к жесткой рутине, повторяющие движения, например, тряска кистями рук, перебирание пальцами перед глазами или раскачивание туловища.

Аутизм также может быть связан с сильными сторонами, такими как внимание к деталям, логическое мышление, необычно хорошая память в отношении интересующих тем.

В целом аутичные девочки могут быть более тихими, скрывать свои эмоции, и может казаться, что они лучше справляются с социальными ситуациями. То есть стереотипные виды поведения, связанные с аутизмом, в их случае могут не бросаться в глаза.

Некоторые ученые считают, что речь идет о камуфляже – стратегиях, которые направлены на то, чтобы социальное взаимодействие выглядело менее аутичным.

В исследовании участвовали 84 ребенка в возрасте от 8 до 14 лет, среди них были аутичные и не аутичные мальчики и девочки.

Важно отметить, что у некоторых детей тестирование показало высокий уровень аутичных черт, и их педагоги и родители выражали обеспокоенность их поведением, но у этих детей не был формально диагностирован аутизм. Ученые считали, что если включать в исследования только девочек с формальным диагнозом, то можно упустить тех, кто занимается камуфляжем.

Для оценки поведенческого камуфляжа дети участвовали в тесте «Интерактивное рисование». В рамках теста исследовательница и участница по очереди рисовали один и тот же рисунок, например, дом, начиная с одной простой линии.

Доктор Вуд-Дауни поясняет: «Это позволяет наблюдать, может ли ребенок сотрудничать с вами, работая над общим рисунком, учитывать ваше общее продвижение к цели. Например, вы можете начать рисовать, чтобы проверить, будет ли ребенок или подросток проявлять гибкость и подстраиваться под вас. Считается, что это будет трудным для многих детей с аутизмом».

За взаимное поведение детям присваивали баллы, например, если они дополняли рисунок или подталкивали бумагу к исследовательнице, это увеличивало общие баллы по результатам теста.

Если речь шла о девочках, то результаты теста аутичных и не аутичных девочек были почти одинаковыми – средний результат аутичных девочек составлял 2,91 по сравнению с 2,89 для нейротипичных девочек.

Однако нейротипичные мальчики получили гораздо более высокий результат по сравнению с аутичными мальчиками. Разрыв между средним уровнем баллов был больше – 2,16 для аутичных мальчиков и 3,22 для нейротипичных мальчиков.

Результаты исследования поддерживают идею о том, что для аутичных девочек характерен поведенческий камуфляж, и во время общения их поведение напоминает нейротипичных девочек.

С другой стороны, аутичные мальчики во время взаимодействия очень отличаются от нейротипичных ровесников, даже если общий уровень различных аутичных черт одинаков у мальчиков и девочек.

Другой важный аспект исследования – ученые измеряли у детей развитие модели психического, то есть способности понимать, что думают и чувствуют другие люди.

Модель психического измерялась с помощью адаптированного для детей теста «Чтение психического состояния по взгляду». В рамках теста дети смотрели на серию изображений, где была видна только область глаз человека. После этого нужно было определить, что выражал этот взгляд. Для этого делался выбор одной из четырех эмоций.

Результаты показали, что между мальчиками и девочками не было различий по этому тесту. Поскольку социальная взаимность при этом была больше развита у аутичных девочек, по сравнению с мальчиками, это еще одно доказательство того, что речь идет именно о камуфляже, а не о лучшем социальном восприятии.

Почему так важна информация о камуфляже?

Доктор Вуд-Дауни объясняет: «В целом, ранняя помощь – это хорошо. Чем позже начинается помощь, тем хуже, в среднем, будет прогноз для дальнейшего развития. Если у девочек есть проблемы, то лучше заметить их как можно раньше, чтобы обеспечить их необходимой поддержкой. Но исследования указывают на то, что аутичных девочек выявляют только тогда, когда они доходят до кризиса – например, у них диагностируют аутизм, когда они попадают в психиатрические службы в связи с депрессией, тревожными и пищевыми расстройствами».

Доктор Джули Хэдвин из Школы исследований образования Ливерпульского университета Хоуп, Великобритания, которая принимала участие в этом исследовании, считает, что «камуфляж сам по себе приводит к психическим трудностям».

«Это поведение требует больших усилий и вызывает стресс. Девочки описывают камуфляж как постоянные попытки быть теми, кем они не являются. Конечно, поддерживать это очень сложно».

«У девочек и женщин это может привести к кризису идентичности. Ведь они постоянно пытаются не быть собой и практикуют стратегии камуфляжа, на которые уходит много сил. В результате, у них просто не остается энергии на другие задачи, например, учебу».

Доктор Вуд-Дауни считает, что данные о камуфляже указывают на то, что необходимо учитывать пол ребенка, если речь идет о диагностике аутизма. Однако он также отмечает, что одновременно необходимо менять отношение к аутизму в обществе – подход к аутизму не может быть улицей с односторонним движением.

Он поясняет: «Мы не можем ожидать изменений только от аутичных людей. Общество в целом должно терпимее относиться к социальным отличиям, которые характерны для аутичных людей. Возможно, в этом случае у них будет меньше потребности в камуфляже. Это то, что я всегда подчеркиваю и поддерживаю. Это явление называется «двойные стандарты в эмпатии».

В прошлом большинство людей, в том числе ученые, часто предполагали, что это у аутичных людей проблемы с пониманием окружающих. Но на самом деле это улица с двухсторонним движением. Не аутичные люди тоже плохо понимают аутичных людей, в то время как аутичным людям трудно понять нейротипичных. Трудности возникают из-за этого взаимного непонимания».

Источник: Medical Xpress

Что вы думаете об этом материале?
  • Похоже на мой опыт 
  • Интересно 
  • Полезно 
  • Сочувствую 
  • Возмутительно 
  • Скучно