Для аутичных девочек социальное взаимодействие является большим поощрением, чем для мальчиков. Об этом говорится в результатах нового исследования, в котором изучалась система вознаграждения мозга (1).

«Это может быть критически важной переменной, которая влияет на иные проявления аутизма у девочек по сравнению с мальчиками», — говорит ведущая исследовательница Мирелла Дапретто, профессор психиатрии и биоповеденческих исследований Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, США.

Предыдущие исследования показали, что у людей с аутизмом в целом система вознаграждения мозга гораздо меньше реагирует на социальные стимулы. Это говорит о том, что если общение само по себе является поощрением для нейротипичных людей, то при аутизме это не так. Однако эти данные были получены на мальчиках. Например, в 13 исследованиях на эту тему 90% участников были мальчиками или мужчинами, к таким выводам пришел обзор 2018 года (2).

Результаты нового исследования, опубликованные 2 июня в журнале «Translational Psychiatry» предполагают, что реакции аутичных девочек отличаются.

Это исследование «крайне значимо», считает Джон Геррингтон, профессор детской и подростковой психиатрии и поведенческих наук Университета Пенсильвании, США, который работал над обзором 2018 года и не участвовал в новом исследовании. Ученые давно задавались вопросом, почему социальные трудности аутичных девочек отличаются от мальчиков, говорит он, но это первое исследование, которое изучало этот вопрос с нейробиологической точки зрения.

Другое исследование команды Дапретто, опубликованное в апреле в журнале «Cerebral Cortex», выявило половые различия в связях между участками мозга у аутичных детей (3). Вместе эти исследования поддерживают идею о том, что аутизм у девочек и мальчиков различается, а значит, необходимо, чтобы в исследованиях аутизма были одинаково представлены оба пола.

Аутизм диагностируется у мальчиков примерно в четыре раза чаще, чем у девочек, а потому исследовательницам может быть сложнее привлекать к участию аутичных девочек. Для решения этой проблемы Дапретто и ее коллеги возглавляют консорциум исследовательниц четырех клинических учреждений в США, которые собирают и обрабатывают данные сканирования мозга у обоих полов.

В июньском исследовании она и ее коллеги просканировали мозг 43 мальчиков и 39 девочек с аутизмом, а также 39 мальчиков и 33 девочек без аутизма. Возраст детей составлял от 8 до 17 лет. Во время сканирования детей просили распределить изображения фракталов по двум группам. После этого дети получали обратную связь о том, какая группа является правильной для каждого фрактала. В некоторых случаях обратная связь включала текст и изображение улыбающегося или хмурящегося лица, в других случаях это был просто текст.

По сравнению с аутичными мальчиками, когда аутичные девочки видели лица, у них наблюдалась более сильная реакция в прилежащем ядре – участке мозга, который участвует в процессе вознаграждения. При этом между нейротипичными мальчиками и девочками такой разницы не было. Аутичные девочки также сильнее реагировали на обратную связь с лицом, чем на обратную связь только с текстом. Аутичные мальчики реагировали на оба вида обратной связи одинаково.

По сравнению с нейротипичными девочками, у аутичных девочек была более сильная реакция на социальную обратную связь в других участках мозга, включая лобную кору и островковую кору. Последний участок мозга также участвует в процессе вознаграждения.

Полученные данные указывают на то, что терапия для аутичных девочек будет особенно эффективна, если она включает социальную обратную связь, говорит Дапретто.

Исследование также может объяснять, почему некоторые девочки могут успешно скрывать проявления своего аутизма – этот феномен получил название «камуфляж аутизма». Если социальное взаимодействие является для девочек поощрением, то им может быть проще компенсировать социальные трудности, говорит Тал Кенет, профессор неврологии Гарвардского университета, которая не участвовала в данном исследовании.

В апрельском исследовании команда Дапретто исследовала половые различия в связях между участками мозга. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии мозга они сравнивали связи внутри и между тремя нейронными сетями мозга: центральной исполнительной сетью, которая участвует в планировании и управлении действиями, а также принятии решений; сетью пассивного режима работы мозга, которая, предположительно, связана с социальным познанием; и сетью салиентности, которая фильтрует ненужную сенсорную информацию и регулирует две другие сети.

Они измерили силу этих связей у 169 аутичных и нейротипичных детей в возрасте от 8 до 17 лет, это были дети из той же когорты, что и в июньском исследовании. Группа аутичных детей состояла из 46 девочек и 34 мальчиков. Нейротипичная группа состояла из 48 девочек и 41 мальчика.

Среди аутичных детей у девочек была более выраженная связь между сетью пассивного режима работы и центральной исполнительной сетью, чем у мальчиков. Это предполагает, что у девочек слабее «исполнительная функция» — способность планировать последовательность действий и приводить ее в исполнение, а также контролировать свои эмоции. Это соответствует данным других исследований о том, что у девочек с аутизмом больше проблем с исполнительной функцией (4).

При этом в контрольной группе у девочек и мальчиков были только различия в сети салиентности – у мальчиков связи внутри этой сети были сильнее, чем у девочек.

У девочек с аутизмом также были более сильные связи между сетью пассивного режима работы и центральной исполнительной сетью, чем у нейротипичных девочек. А у аутичных мальчиков связь внутри центральной исполнительной сети была слабее, чем у нейротипичных мальчиков.

Дальнейшие исследования должны связать отличия в строении мозга с поведением аутичных детей, в том числе с тем, как они ведут себя в социальных ситуациях.

Ссылки:

Lawrence K.E. et al. Transl. Psychiatry 10, 178 (2020)

Clements C.C. et al. JAMA Psychiatry 75, 797-808 (2018)

Lawrence K.E. et al. Cereb. Cortex Epub ahead of print (2020)

Hull L. et al. Autism 21, 706-727 (2017)

Источник: Spectrum News

Что вы думаете об этом материале?
  • Интересно 
  • Полезно 
  • Похоже на мой опыт 
  • Сочувствую 
  • Возмутительно 
  • Скучно