Синдром Аспергера у девочек: руководство для учителей

Краткая информация о высокофункциональном аутизме/синдроме Аспергера у девочек, подготовленная клиническими психологами Мишелль Гарнетт и Джошуа Кингом.

Аутизм – это состояние, для которого характерны социальные, сенсорные и коммуникативные отличия, а также ригидное и повторяющееся поведение, а иногда также особые, всепоглощающие интересы. Отличия в сенсорном восприятии могут выражаться в повышенной или пониженной чувствительности к определенным или громким звукам, тактильным ощущениям, запахам, вкусам, освещению или сниженной чувствительности к боли и/или температуре. На данный момент предполагается, что аутизм есть примерно у 1 из 100 людей.

У многих людей с аутизмом нормальный или высокий уровень интеллекта. Такую форму аутизма обычно называют «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера». Большинство людей, которые проходят обследование в связи с подозрением на синдром Аспергера, мужского пола. Тем не менее, мы знаем, что значительная часть, до 50%, людей в спектре аутизма, которые упускаются в процессе диагностики – это девочки и женщины.

Признаки аутизма у девочек

Многие девочки с аутизмом остаются без верного диагноза, потому что признаки аутизма у них могут быть не такими заметными, как у мальчиков. У девочек может быть выше мотивация «вписаться» в социальные ситуации, так что девочки с аутизмом в целом могут лучше себя вести, у них реже встречается тяжелое проблемное поведение и на них с меньшей вероятностью обращают внимание. Они могут привыкнуть к тому, что если они не привлекают внимания и ведут себя тихо, то их просто игнорируют и не замечают, а потому они реже оказываются в поле зрения своих учителей.

В отличие от нейротипичных ровесниц девочки с аутизмом не могут интуитивно понять, как вести себя в социальных ситуациях, а потому они могут внимательно наблюдать и анализировать социальный мир, прежде чем решаются на первый шаг. Очень часто такие девочки используют различные механизмы для камуфляжа своих симптомов, в том числе, они могут имитировать поведение других девочек и «играть роль», чтобы скрыть свою растерянность и непонимание во время общения с другими людьми.

Что важно знать о девочках с аутизмом

Каждая девочка в спектре аутизма уникальна и к ней нужен свой подход. Школы должны проявлять осторожность и избегать чрезмерных обобщений, так как ученики с аутизмом могут быть очень разными, точно так же, как и все остальные ученики.

В отличие от большинства мальчиков с аутизмом девочки гораздо чаще верно интерпретируют чужие вопросы и отвечают на них во время общения. Тем не менее, для них характерна низкая скорость обработки информации, и они полагаются скорее на интеллект, чем на интуицию. Из-за этого они могут отвечать с задержкой или их речь может казаться неестественной, из-за чего у них возникают сложности в группе или при разговоре с ровесницами. Некоторым девочкам с аутизмом бывает проще общаться с мальчиками, так как динамика дружбы у мальчиков гораздо проще, и девочкам в спектре аутизма может быть легче понять их разговоры.

Девочки с аутизмом, как правило, строго следуют правилам и привычному распорядку дня. С раннего возраста девочки с аутизмом могут осознанно анализировать социальное взаимодействие, так что они гораздо чаще, чем мальчики с синдромом Аспергера, увлечены и активно обсуждают проблематичные аспекты социальных норм или беспокоятся о вопросах социальной справедливости (например, о неравенстве и т. д.).

Склонность придерживаться существующих правил, а также предрасположенность к сильной застенчивости и социальная наивность часто приводят к тому, что таких девочек легко игнорировать в целом классе шумных детей. Девочки с аутизмом могут никогда не просить о помощи, чтобы не привлекать к себе внимания, они также могут быть склонны к перфекционизму и могут очень бояться, что учитель заметит их ошибку.

Поскольку девочки могут направлять основную интеллектуальную энергию на изучение социального мира, их специальные интересы могут быть связаны с другими людьми или заботой. Например, типичные интересы девочек в спектре аутизма – это животные, лошади, знаменитости, художественная литература, фэнтези.

Девочек с аутизмом отличает не столько тема их интересов, сколько необычно сильная интенсивность. Очень часто у них есть богатый воображаемый мир, и они могут играть в куклы и другие игрушки, воспроизводя очень сложные сценарии. Иногда такие сценарии игр копируют случаи из реальной жизни, и это их способ расшифровывать социальный мир.

Их трудности со спонтанным общением и склонность придерживаться социальных сценариев и правил, а также недостаточные реакции на других детей во время игр и разговоров, могут приводить к тому, что ровесники начинают их сторониться. Другие дети могут не понимать сценария такой девочки, или они могут просто отказываться ему следовать, кроме того, они могут посчитать ее слишком контролирующей. Она не может считывать социальные сигналы, а потому она, как правило, не знает, что делать, и не может предсказать поведение других людей. Из-за этого такие девочки с трудом распознают конфликты и справляются с ними, а потому им может быть сложно поддерживать или восстановить дружбу.

Несмотря на то, что девочки в спектре аутизма нередко обладают более развитыми социальными навыками, по сравнению с мальчиками, а также могут умело маскировать свои социальные сложности, они испытывают очень серьезные социальные трудности, которые вызывают у них огромный стресс и замешательство. Социальные и сенсорные проблемы девочек с аутизмом могут оказывать огромное влияние на их качество жизни. Девочки с аутизмом часто страдают от повышенного уровня тревожности в классе и на игровой площадке. Девочки с аутизмом могут:

— испытывать сильную перегрузку в социальных ситуациях

— избегать участия в занятиях и совместной деятельности класса

— полностью или частично терять способность к устной речи в стрессовой ситуации

— чувствовать, что ровесники плохо к ним относятся

— избегать любого социального взаимодействия

Несмотря на это, из-за развитых механизмов камуфляжа и имитации чужого поведения девочки с синдромом Аспергера нередко кажутся такими же, как и девочки с типичным развитием, и они могут успешно «держаться» в школе. Девочка с аутизмом может настолько преуспеть в ношении маски, что нередки случаи, когда педагоги не верят ее родителям, когда те говорят о ее трудностях и диагнозе. Тем не менее, девочка тратит огромные усилия на то, чтобы скрыть свои симптомы, это приводит к очень быстрой утомляемости и эмоциональному истощению. Девочки с синдромом Аспергера часто приходят домой на грани полного истощения, крайне раздраженными, «на взводе». При этом родители таких девочек нередко жалуются, что учителя и директор школы выражают сомнения в диагнозе.

Ниже приводятся типичные трудности девочек с аутизмом в школе.

Типичные трудности девочек с синдромом Аспергера в школе

— Низкая скорость обработки информации, в первую очередь, социальной и эмоциональной информации.

— «Слишком тихое» и «слишком хорошее» поведение, но при этом внутренние проблемы из-за огромной перегрузки из-за социального замешательства, сенсорных проблем и нарушений исполнительной функции. Потребность в помощи, которая не озвучивается.

— Элективный или селективный мутизм: временная утрата способности к устной речи из-за сильной тревожности или непонимания социальной ситуации, иногда из-за потребности в разгрузке.

— Трудности с восприятием невербальной коммуникации (языка тела, выражений лица) учителей и ровесников, что приводит к неуместным ответам и реакциям.

— Алекситимия: трудности со словесным описанием своих мыслей и эмоций. Например, девочка не отвечает на вопрос о том, что она думает или чувствует, и это не сопротивление, а реальное непонимание того, что сказать.

— Трудности с выражением того, что она хочет или в чем нуждается.

— Нарушения исполнительной функции: проблемы с планированием своих действий, самоорганизаций, инициацией действий, определением приоритетов.

— Сенсорные трудности, например, повышенная чувствительность к яркому освещению, определенным звукам, запаху духов или освежителей воздуха и т. д.

— Трудности с концентрацией внимания (девочка легко отвлекается), повышенная утомляемость и быстрое истощение, «отключение» и отсутствие реакций, повышенная раздражительность.

— Легко выходит из себя или переживает очень сильный стресс в случае перемен или переключения на другую деятельность.

— Большие сложности утром и во время школьных перемен из-за отсутствия четкой структуры в эти периоды.

Источник: Attwoodandgarnettevents.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *