Подростковый возраст – это сложный период для всех, когда нужно проходить важнейшие вехи развития и разбираться в стремительно усложняющемся мире. У девочек в спектре аутизма подростковый возраст часто приводит к обострению трудностей, связанных с аутизмом, и очень часто только в этом возрасте им впервые ставится диагноз.
По статистике на четырех мальчиков, у которых диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС), приходится одна девочка. По мнению Эрики Руч, исследовательницы Инициативы по поддержке трансформативных исследований аутизма при Университете Вирджинии, США, этот дисбаланс привел к нескольким уникальным проблемам в диагностике девочек.
«Расстройство аутистического спектра диагностируется по оценке поведения, — говорит Руч, профессор психологии Школы образования и развития человека Карри при Университете Вирджинии. – И, как предполагает само название, это спектр, так что у некоторых людей с РАС больше проблем, чем у других. Поскольку мы гораздо чаще наблюдаем РАС у мальчиков, мы лучше представляем, как симптомы выглядят у мальчиков, и как определить, насколько им подходит этот диагноз».
«Но сейчас мы начинаем понимать, что сильные стороны и проблемы девочек с аутизмом не обязательно отражают таковые у мальчиков», — добавляет она.
Отличия в симптоматике у девочек с РАС
За последние десять лет Руч заметила рост диагнозов «аутизм» среди девочек с высоким уровнем интеллекта и меньшим уровнем поведенческих проблем, у которых, тем не менее, есть серьезные трудности с социальным взаимодействием – ключевой симптом аутизма. Последние данные о девочках с аутизмом все еще ограничены, но они предполагают, что эти «новые» диагнозы очень часто ставятся в раннем подростковом возрасте.
«Предварительные исследования, похоже, предполагают, что девочкам не ставится диагноз до подросткового возраста, потому что в раннем детстве их симптомы были не так сильно выражены, или же они могли «маскировать» симптомы в младшем школьном возрасте, — объясняет Руч. – Похоже, что девочки с РАС с большей вероятностью находят стратегии, которые до какой-то степени компенсируют основные проблемы с социальной коммуникацией, которые мы наблюдаем у мальчиков».
Например, девочки могут научить себя смотреть на переносицу других людей, чтобы имитировать контакт глазами. Это называется «камуфляжем» симптомов – некоторые эксперты предполагают, что девочки могут обращать больше внимания на поведение сверстниц и до определенной степени подражать им, хотя это поведение в их случае будет не таким естественным и гибким.
«Однако подростковый возраст резко повышает требования к социальным навыкам, особенно в отношении общения в группе, и эти стратегии все реже оказываются успешными, — считает Руч. – У девочек появляется все больше проблем в социальных ситуациях, но одновременно это помогает прояснить их диагноз».
По словам Руч, недавнее исследование, во время которого велось наблюдение за детьми младшего школьного возраста на детской площадке, показало, что девочки и мальчики с аутизмом ведут себя в такой ситуации по-разному. Эти данные позволили лучше понять, почему в этом возрасте диагностировать аутизм у девочек может быть сложнее.
«Исследовательницы выявили, что мальчики с РАС на детской площадке физически находятся дальше от остальных детей, они однозначно играют в одиночестве, — говорит Руч. – В то же время девочки с аутизмом держатся рядом с группой других детей, кажется, что они участвуют в совместной игре. Однако хотя они физически находятся рядом, они меньше разговаривают или иначе взаимодействуют с другими девочками. Так что вы видите, насколько легко упустить тот факт, что они не устанавливают настоящий контакт и не формируют отношения с ровесницами. Конечно, эти девочки также упускают важный опыт, который мог бы подготовить их к более сложным взаимоотношениям в подростковом возрасте».
Руч отмечает, что эти неявные отличия часто приводят к тому, что аутизм у девочек не замечается до подросткового возраста.
Диагноз в подростковом возрасте
Способность разобраться в отношениях – с подругами, родителями, другими взрослыми, романтическими увлечениями – это главная задача развития в средних классах школы. Исследования показывают, что в этом возрасте резко возрастает взаимодействие в группе, а для девочек-подростков с аутизмом это самая сложная социальная ситуация. Им становится все труднее находить подруг и друзей и поддерживать дружеские отношения, им все сложнее справляться с конфликтами и отвержением сверстниц.
«Поскольку это относительно новая область исследований многое из того, что мы знаем о подростковом возрасте женщин с РАС, основано на личных отчетах о собственном опыте, — говорит Руч. – Девочки-подростки с РАС часто сообщают, что у них есть одна-единственная подруга. В случае конфликта с этой подругой, они с большой вероятностью обвинят во всем себя или ее, что часто приводит к полному прекращению дружбы».
«Если учесть, что в подростковом возрасте вероятность конфликтов среди сверстниц резко повышается, а проявления агрессии становятся менее явными и более сложными, то понятно, почему для таких девочек этот период особенно сложен», — добавляет она.
По этой причине подростковый возраст, похоже, все чаще становится именно тем возрастом, когда социальные сложности девочки привлекают больше внимания. Интересно, что первоначально у таких девочек часто диагностируют депрессию или тревожные расстройства, приписывая им социальные трудности. При этом из исследований известно, что риск депрессии и тревожных расстройств выше у девочек с РАС по сравнению с мальчиками.
Тестирование методов только среди девочек
Хорошие новости в том, что даже если верный диагноз ставится только в подростковом возрасте, различные вмешательства и методы поддержки могут значительно улучшить жизнь девочки. В прошлом году Руч начала исследование эффективности методики по развитию социальных навыков среди девочек с аутизмом среднего и старшего школьного возраста.
В исследовании применяется методика, основанная на научных доказательствах – программа PEERS для подростков. Однако впервые эффективность этой методики оценивается в группе только для девочек. Метод PEERS состоит из групповых обучающих занятий с ролевыми играми и домашними заданиями, а также с активным вовлечением родителей. В рамках подхода подростков обучают «продвинутым» социальным навыкам, например, как поддерживать разговор, разрешать конфликт и реагировать на травлю.
«Существующие данные предполагают, что программа PEERS эффективна для девочек в смешанных по полу группах, — говорит Руч. – Тем не менее, в прошлом девочка очень часто участвовала в группе, состоящей только из мальчиков. Такой состав группы сильно меняет ее динамику, так что я считаю важным понять, как этот метод работает в группе только девочек. Мне особенно интересно узнать, как могут отличаться обсуждения социальных трудностей и стратегий их преодоления в группе девочек».
Группа из девяти девочек и их родителей начала встречаться в феврале этого года. После занятий девочки выполняют домашнее задание и проигрывают по ролям нужные навыки, а их родители выступают в качестве наставниц. Группы пришлось прекратить из-за пандемии коронавируса, но в этом месяце группа снова начала заниматься, уже виртуально.
Исследовательницы не только собираются определить, насколько улучшатся социальные навыки девочек после таких занятий, они также хотят оценить, насколько девочкам и их родителям нравится формат групп «только для девочек» — каковы его плюсы и минусы, что они хотели бы добавить. Они также измерят уровень тревожности девочек до и после вмешательства, поскольку тревожные расстройства встречаются у девочек с РАС чаще, чем у мальчиков с РАС.
«Я надеюсь, что это маленькое пилотное исследование поможет нам адаптировать учебный план PEERS таким образом, чтобы он лучше отвечал потребностям девочек, после чего мы можем провести более систематическое тестирование метода», — говорит Руч.
Некоторые исследования предполагают, что некоторые базовые социальные навыки, например, беседа один на один, могут быть лучше развиты у девочек по сравнению с мальчиками. В учебном плане PEERS много внимания уделяется этому навыку, но в нем также обсуждаются более сложные навыки, в том числе реакции на травлю, сплетни, безопасность в Интернете и конфликты с подругами. Гипотеза Руч состоит в том, что девочки и их родители могут предпочитать, чтобы в программе больше времени уделялось более сложным, а не базовым навыкам.
По словам Руч, хотя пандемия вызвала неожиданные помехи, она также оказалась связана с неожиданными плюсами.
«Хоть какой-то позитивный момент, связанный с COVID, состоит в том, что произошло переключение на телемедицинские услуги. Возможно, это поможет нам в создании отдельных групп для девочек с РАС, — говорит Руч. – В прошлом было очень сложно найти достаточно девочек с аутизмом для группы по развитию социальных навыков, потому что мальчикам диагноз ставился гораздо чаще. Однако в виртуальной группе можно не учитывать географическую близость, и вы можете охватить больше людей. Кроме того, нам может быть проще исследовать потребности девочек, если мы можем объединить их в одну группу!»
Группа будет проходить в виртуальном формате в течение девяти недель этой осенью. Затем исследовательницы соберут данные, учтут пожелания девочек и родителей, а затем разработают другое, уже более крупномасштабное исследование эффективности данного подхода для девочек.
Источник: Medical Xpress
Свежие комментарии